
С 17 июня 2025 года прекратил действие Приказ Росфинмониторинга от 26 апреля 2023 года № 94, устанавливавший обязательный контроль за рядом операций с имуществом в сфере лизинга.
Документ был принят во исполнение статьи 6 (п. 1.9) Федерального закона № 115-ФЗ и действовал в течение 730 дней.
Сегодня на рынке лизинга обсуждается вопрос: последует ли новый аналогичный приказ, и насколько такая практика соответствует законодательным нормам?
В чём суть Приказа № 94
Приказ вводил обязательный контроль за сделками по предоставлению имущества по договору лизинга физическим лицам, которые одновременно являлись продавцами этого имущества.
Под контроль попадали операции на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей.
Лизинговые компании были обязаны передавать соответствующую информацию в Росфинмониторинг.
Правовые рамки
Пункт 1.9 статьи 6 закона № 115-ФЗ прямо предусматривает, что:
- Уполномоченный орган может определять виды операций, подлежащие обязательному контролю;
- При этом срок действия таких определений не может превышать 2 лет;
- По истечении срока соответствующий акт утрачивает силу.
Таким образом, временный характер подобных мер зафиксирован в законе.
Возможность новых приказов
С формальной точки зрения издание нового приказа вполне допустимо - при наличии актуальной оценки рисков. Закон не запрещает повторное определение аналогичных операций для контроля.
В то же время регулярная цикличность «переиздания» одного и того же приказа без соответствующего обоснования может вызывать правовые вопросы. Законодатель изначально предполагал временный характер мер, реагирующих на текущие риски. Постоянное продление, по сути превращающее их в бессрочные, может противоречить этой логике.
Возможно ли закрепление нормы в законе?
Если Росфинмониторинг приходит к выводу, что данная категория операций в сфере лизинга представляет устойчивый, долгосрочный риск, логично рассмотреть возможность закрепления соответствующей нормы не во временных приказах, а напрямую в тексте закона № 115-ФЗ.
Такой подход дал бы:
- Бизнесу - правовую определённость и предсказуемость регулирования;
- Росфинмониторингу - устойчивый механизм контроля без необходимости издавать новые временные приказы каждые два года;
- Юридической практике - устранение риска споров о "вечных временных" мерах.
С учётом накопленной практики и анализа рисков, включение данной ОПОК (операции подлежащей обязательному контролю) в сам закон — могло бы стать более эффективным и сбалансированным решением.
Подведем итоги
- Издание нового приказа возможно, если оно будет сопровождаться актуальной аналитикой рисков;
- Постоянное формальное продление прежнего текста без актуализации — уязвимая с правовой точки зрения практика;
- При выявлении долгосрочного характера рисков — логично инициировать внесение изменений прямо в закон;
- Участникам рынка важно быть готовыми как к новому приказу, так и к возможным законодательным инициативам.
В ближайшее время можно ожидать нового документа со стороны Росфинмониторинга. Однако профессиональному сообществу стоит заранее подготовиться к диалогу с уполномоченным органом - чтобы добиться прозрачных и взвешенных решений, соответствующих реальной картине рисков.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.