
Нередко организации и предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, считают, что предопределяющим фактором для принятия решения о постановке на учет в Росфинмониторинг и соблюдения обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является только наличие в их сведениях из ЕГРЮЛ таких ОКВЭД как, например:
- 68.31.1 (предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе);
- 68.31.11 (предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе);
- 68.31.12 (предоставление посреднических услуг при купле-продаже нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе).
В ряде случаев организации и предприниматели, не имея таких ОКВЭД, принимают решение на учет в Росфинмониторинг не вставать и обязанности по ПОД/ФТ не соблюдать, однако при этом успешно фактически оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Такие субъекты считают, что они перехитрили Росфинмониторинг: раз в ЕГРЮЛ не заявлены ОКВЭД, связанные с посредничеством в сфере недвижимости, то никто об их деятельности никто из административных органов не узнает и внимания никакого не обратит.
Между тем, никой связи с наличием / отсутствием в сведениях из ЕГРЮЛ ОКВЭД и соблюдением обязанностей по финмониторингу практически нет. Можно не иметь, например, ОКВЭД 68.31.1, 68.31.11, 68.31.12, но при этом фактически оказывать посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и быть субъектом закона №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В статье 5 этого закона, которая устанавливает перечень субъектов ПОД/ФТ, указаны различные виды деятельности организаций и предпринимателей, но не их ОКВЭДы.
Случаем, когда можно заметить связь между вышеуказанными ОКВЭДами и Росфинмониторингом, является процедура снятия с учета в Росфинмониторинге. Так, если агентство недвижимости решит сняться с учета, но при этом не исключит из ЕГРЮЛ ОКВЭДы, связанные с оказанием посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, с большой долей вероятности ведомство откажет им в снятии с учета.
Отметим, что некоторые агентства недвижимости идут дальше: они не только не регистрируют никаких ОКВЭД, но и сознательно маскируют посредническую деятельность под различные консультационные услуги, пытаясь избежать выполнение обязательных по ПОД/ФТ требований. Хотя есть и те из риелторов, кто без злого умысла искренне считает, что их деятельность никакого отношения к посредничеству с недвижимостью не имеет, не понимая состава и содержания посреднических услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Тем не менее в обоих ситуациях такие субъекты несут повышенные риски проверок со стороны Росфинмониторинга и органов прокуратуры.
Павел Смыслов
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.