Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

О недостатках работы программ для оценки рисков ОД/ФТ

« Назад

О недостатках работы программ для оценки рисков ОД/ФТ 03.04.2024 00:18

Некоторые субъекты 115-ФЗ в рамках работы по ПОД/ФТ пользуются различными сервисами проверки клиентов, в т.ч. платными. Отдельные платные сервисы помимо проверки клиентов по различным открытым базам данных позволяют в автоматическом режиме оценить и присвоить клиенту риск совершения клиентом подозрительных операций в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Конечно, выглядят такие возможности очень заманчиво: не нужно вручную перебирать все факторы уровня риска в отношении отдельно взятого клиента: все делает за пользователя программа.

Между тем, к отдельным таким сервисам нужно относиться весьма критически.

Так, к нам обратился один из предпринимателей, которому на протяжении многих лет программными средствами выставлялся низкий уровень риска совершения подозрительных операций в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Он поделился с нами информацией о том, что не так давно к нему было подано исковое заявление в арбитражный суд о взыскании задолженности, по которому он выступил в качестве ответчика. Его истец при этом одновременно сам находился в процедуре банкротства, поэтому конкурсный управляющий истца, которому его бывшее руководство не передало закрывающих документов по ранее оплаченным услугам различным контрагентам, без какого-либо разбора и даже без учета сроков исковой давности направлял иски бывшим контрагентам, требуя возврата «неосновательного обогащения» и выставляя всех контрагентов в судебных спорах ответчиками.

Любой опытный и практикующий юрист знает, что указанная ситуация является достаточно рядовой, когда конкурсный управляющий имитирует бурную деятельность перед кредиторами и просто изводит бывших контрагентов исками, в т.ч. и необоснованными. Так, например, предпринимателю, который обратился к нам за консультацией, достаточно принести в суд документальное подтверждение наличия правоотношений с истцом (например, договор и акты об оказанных услугах или выполненных работах) и спор будет исчерпан, а суд вынесет решение об отказе в удовлетворении иска.

Между тем, один из популярных платных сервисов проверки клиентов по ПОД/ФТ, найдя в автоматическом режиме данные о предпринимателе в картотеке судебных дел, да еще о его статусе в качестве ответчика, тут же поднял уровень риска предпринимателя, изменив его с низкого на средний. Т.е., программа посчитала наличие зарегистрированного судом иска к предпринимателю достаточным основанием считать предпринимателя лицом со средним уровнем риска подозрительных операций в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Предпринимателю было совершенно неясно каким образом наличие судебного спора в отношении него повышает вероятность того, что он, из-за того что стал ответчиком, в одночасье превратился в лицо, более склонное к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма.

Изучив и материалы судебного дела, и результаты оценки риска, мы полностью разделили озадаченность предпринимателя. Действительно, наличие или отсутствие судебных исков по арбитражным спорам не является фактором для оценки уровня риска в рамках ПОД/ФТ, тем более, когда речь идет даже не о наличии вынесенного судом решения, а о наличии просто информации о судебном споре между сторонами.

Наличие судебного спора, его характер и итоги могут быть одним из факторов для оценки деловой репутации сторон, но не более того. Так, например, если суд устанавливает факт неисполнения обязательств ответчика перед истцом – это в ряде случаев может свидетельствовать об отрицательной деловой репутации ответчика, а если суд откажет в иске истцу, то наличие судебного спора на деловую репутацию ответчика никак не должно влиять. Да и то, делать выводы о деловой репутации нужно, изучая текст судебного акта и все обстоятельства дела, но не просто изучая записи из картотек судебных споров.

Выставление уровня риска ОД/ФТ отдельными программными средствами без учета характера и итогов судебного спора свидетельствует об их формальной и некачественной их работе. Такие программы сложно рекомендовать для использования в работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ: ведь в случае, если пользователя такой программы будут проверять надзорные органы на предмет обоснованности оценки риска клиентам, не исключаем, что такого пользователя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП за нарушения, допущенные при оценке риска ОД/ФТ (необоснованное применение к клиенту факторов повышенного уровня риска).

Мы рекомендуем делать оценку риска ОД/ФТ, основываясь на факторы, установленные Росфинмониторингом и Банком России, но не на факторы, выдуманные разработчиками программных средств.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
14.11.25

Банк России обновил перечень признаков переводов без добровольного согласия клиента

11.11.25

ЦБ рекомендовал банкам усилить контроль за операциями с картами, оформленными на подставных лиц

06.11.25

С 12 ноября 2025 года начнёт действовать новое Указание Банка России № 7126-У

01.11.25

1 ноября 2025 года исполнилось 24 года со дня образования Федеральной службы по финансовому мониторингу

31.10.25

Опубликованы новые приказы Росфинмониторинга, регламентирующие порядок доведения перечней иностранных государств до кредитных организаций

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru