Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Письмо Росфинмониторинга № 63 для ювелирного сектора

« Назад

Письмо Росфинмониторинга № 63 для ювелирного сектора 22.09.2021 15:56

20 сентября 2021 г. на сайте Росфинмониторинга было опубликовано Информационное письмо № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указанное письмо, содержащее 30 вопросов и ответов на них, пришло взамен уже хорошо известному многим ювелирам информационному письму Росфинмониторинга №50 от 2016 года.

Напомним, что публикация в 2016 году 50 письма произвела в ювелирной отрасли чуть ли не сенсацию, т.к. Росфинмониторинг обобщил тогда наиболее частые и сложные вопросы.

Новое письмо №63 навряд ли повторит успех 2016 года, т.к. по многим вопросам дублирует или дополняет ранее изложенные позиции, касающиеся применения ПОД/ФТ организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Между тем, в новом письме нашлось место как новым позициям Росфинмониторинга, так и ответам на новые вопросы.

Так надо ли отчитываться за товар?

В 63 письме Росфинмониторинг вновь отметил, что обязательному контролю подлежат операции как с деньгами, так и с имуществом, чему привел нормативное обоснование в ответе на вопрос №5: "с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны – передача товара (операции с имуществом), с другой стороны – платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его. Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения."

Однако, несмотря на свое же нормативное обоснование, Росфинмониторинг сразу же изложил новую неожиданную позицию о том, что «в целях снижения нагрузки на субъектов ювелирной отрасли, являющихся участниками национальной антиотмывочной системы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, зарегистрировавшиеся в ГИИС ДМДК и обеспечивающие своевременное внесение в неё сведений об обороте продукции, ювелирных изделий, связанном с отчуждением (реализацией/отгрузкой) драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, а также поступлением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, в рамках исполнения требований, предусмотренных абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, вправе представлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами)».

В этой позиции ведомства обращает на себя внимание то, что исключительное предоставление сведения о платежах за товар – это право ювелиров, причем, оказывается, только тех, кто обеспечивает своевременное внесение в ГИИС ДМДК сведений об обороте драгметаллов, драгоценных камней, изделий их них. Тогда получается, по логике, что те ювелиры, кто не обеспечивает своевременное внесение в ГИИС ДМДК информации, лишены права на сдачу сведений в Росфинмониторинг только о платежах за товар. Причем, учитывая, что надзорным для ювелиров органом является не Росфинмониторинг, а Федеральная пробирная палата, то кто достоин указанного права, а кто нет, на практике, будет оценивать представитель пробирного надзора, проверяя своевременность занесения сведений в ГИИС ДМДК. Не говоря уже о том, что тот же представитель пробирного надзора вполне может просто занять формальную позицию и легко нормативно обосновать, почему надо было подавать в Росфинмониторинг сведения и о деньгах, и об имуществе. Ведь если бы все было так просто, тогда зачем ниже в том же новом 63 письме Росфинмониторинга рассматриваются вопросы и примеры о подаче сведений о факте передачи товара?

Это, например, вопросы:

- вопрос №6: «…учитывая изложенное, по нашему мнению, дата совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий будет определяться, исходя из даты в товарной накладной с учетом особенностей заключенного договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки…»;

- вопрос №9: «…ФЭС 1-ФМ об операции с имуществом формируется следующим образом…»;

- вопрос №12: «…также при формировании ФЭС 1-ФМ об операции с имуществом…»;

- вопрос №15: «…в показателе «Сумма операции» - указывается общая стоимость переданного имущества…»;

- вопрос №21 - весь вопрос посвящен ситуации с передачей товара;

- вопрос №24: «…по факту поставки (отгрузки) товара от комитента комиссионеру…»;

- и другие вопросы.

Если позиция Росфинмониторинга о том, что тот, кто своевременно вносит сведения об обороте в ГИИС ДМДК, отчеты о поставках товара в Росфинмониторинг вправе не направлять, нормативно обоснована, то почему в 63 письме нет ни одной ссылки ни на одну норму закона, из чего это следует? При этом зачем тогда в самом начале ответа на спорный вопрос дается обоснование о необходимости подавать сведения как о товаре, так и о платежах?

Выходит, что новая позиция Росфинмониторинга является просто мнением ведомства, которое запросто может не совпасть с мнением представителей, например, прокуратуры, Федеральной пробирной палаты, судьи... Ювелиры хорошо помнят некоторые истории с проверками пробирного надзора, которые возникали после выхода 50 письма. Станут ли ювелиры пытать счастье сейчас? Решение принимает каждый сам за себя. Но, вероятно, отчитаться и за товар, и за деньги, как раньше - будет безопаснее.

Про скупку.

В новом 63 письме Росфинмониторинга рассмотрены вопросы организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность по скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Так, отмечено, что сведения в Росфинмониторинг по операциям, подлежащих контролю, в рамках договора скупки представляются скупщиком. Отдельно рассмотрен вопрос и о том, как правильно сформировать сообщение об операции скупки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

О смешанных операциях.

Поднят важный вопрос о том, как правильно представить сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю и одновременно признанной подозрительной. Отмечено, что в таком случае формируется сообщение по форме ФЭС 1-ФМ -02 (сведения о подозрительных операциях), в показателе «Код вида операции (сделки)» указывается значение 6001, а в показателе «Дополнительный код вида операции (сделки)» указывается соответствующий код операции, подлежащей обязательному контролю, согласно перечню. При этом в показателе «Код признака необычной операции (сделки)» указывается код признака подозрительной операции в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Об идентификации клиентов.

Рассмотрена ситуация и о том, что делать, если клиент в магазине отказывается предоставить свои паспортные данные. Ответ ведомства прост – отказать в обслуживании.

Была затронута тема и интернет-торговли. Так, при осуществлении купли-продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий посредством интернет-магазина, организация (индивидуальный предприниматель) обязаны обеспечить должное проведение идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Росфинмониторинг рассмотрел и другие важные вопросы.

Павел Смыслов


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
07.05.25

Банк России опубликовал проект нормативного акта в сфере ПОД/ФТ для операторов по приему платежей

24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru