Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, реализуя надзорные мероприятия по анализу Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, разработанные НФО, распространило письмо №ТЦ12-2-1-7/9286 от 19.04.2022 "О рисках нарушения требований законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ".
В письме было отмечено, что в ходе рассмотрения редакций ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, представляемых кредитными потребительскими кооперативами (КПК) и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (СКПК), установлен существенный недостаток, создающий значительные риски несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ на практике с учётом специфики работы данного вида организаций.
Так, в статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ дано определение понятия «клиент». Учитывая специфику КПК и СКПК, к данной категории относятся физические или юридические лица, находящиеся на обслуживании в кооперативе. Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией.
Регулятор отметил, что исходя из норм соответствующего профильного законодательства в случае неисполнения членом кооператива установленных обязанностей Правление кооператива вправе исключить пайщика из членов кооператива. При этом неисполненные обязательства лица (клиента) продолжают быть объектом соответствующих гражданско-правовых отношений.
Вместе с тем, имеют место случаи, когда КПК и СКПК в редакциях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ понятие «клиент» заменяют понятием «член (ассоциированный член)». Анализ профильного законодательства, законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ в полной мере позволяет сделать вывод, что данные понятия не всегда являются тождественными, поскольку лицо может иметь неисполненные обязательства перед кооперативом по договору займа (соответственно являться клиентом), но при этом не являться членом кооператива в связи с его исключением из числа членов за неисполнение обязательств.
В качестве отдельных примеров Банк России привел фрагменты из ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в которых отмечалось наличие рассматриваемого недостатка:
- в программе хранения документов может быть определено, что «кооператив обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения членства члена (ассоциированного члена)», при этом пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом;
- в программе идентификации клиентов устанавливаются случаи когда Анкеты содержат графу «Решение о приёме члена (ассоциированного члена) в Кооператив принято следующим органом», тогда как согласно пункту 5 Приложения 3 к Положению Банка России № 444-П в Анкету клиента включаются сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии последнего) сотрудника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание;
- ответственный сотрудник КПК/СКПК не реже чем один раз в три месяца проверяет наличие среди Членов КПК/СКПК организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, при этом согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ соответствующая проверка осуществляется среди своих клиентов организаций и физических лиц.
Учитывая вышеизложенное, Южное ГУ Банка России указало на необходимость:
- учесть указанную информацию и осуществить дополнительный анализ действующих в организации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- в случае установления в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ описанной проблематики в возможно короткие сроки обеспечить корректировку подходов КПК/СКПК к понятию «клиент» с учетом реализации требований, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также переработать ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ во всех соответствующих разделах и приложениях с целью исключения рисков несоблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
По результатам проведенных мероприятий было предложено обеспечить представление в Южное ГУ Банка России информации о проделанной работе и дате утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (представление электронной копии новой редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не требуется).
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.