Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Медвежьи услуги надзора Росфинмониторингу?

« Назад

Медвежьи услуги надзора Росфинмониторингу?  02.12.2019 23:47

Нашими читателями нередко поднимается вопрос о рисках отправки в Росфинмониторинг сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, по которым были допущены просрочки в их отправке.

Это достаточно распространенный вопрос, с которым нередко сталкиваются организации и предприниматели, нарушившие установленный срок отправки сообщений в Росфинмониторинг, составляющий три рабочих дня.

Просрочки по сообщениями об операциях обязательного контроля становятся следствием большого ряда разнообразных причин: позднего информирования сотрудниками компании ответственного сотрудника о произошедшей операции, болезнью ответственного по ПОД/ФТ, техническими неполадками, элементарной халатность к ПОД/ФТ и т.п.

Организации, допустившие просрочку по сообщению об операции обязательного контроля, стоят перед выбором: сдавать в Росфинмониторинг о такой операции или нет.

В целом, ответ основанный на нормах закона, очевиден и прост: отчет, конечно, надо сдать. В пользу этого решения свидетельствуют и установленные административные штрафы: просрочка обходится штрафом в размере 50 000-100 000 рублей (ч. 1. ст. 15.27 КоАП), а неподача - штрафом в четыре раза больше: от 200 000 до 400 000 рублей (ч. 2. ст. 15.27 КоАП).

Между тем расчетливые организации и предприниматели опасаются, а не приведет ли отчет с просрочкой к санкциям со стороны надзорных органов, которые можно было бы и избежать, умолчав о наличии такого сообщения. Ведь как известно, отправка просрочки практически автоматически свидетельствует о наличии нарушения по ПОД/ФТ: приходи и штрафуй за одно только это.

К сожалению, на практике такие опасения оказываются не беспочвенными: известны реальные неоднократные случаи, когда даже один отчет, сданный с просрочкой, становился основанием для проведения проверки и наложения реального штрафа. Стоит, правда, отметить, что ситуация по этому вопросу различна в зависимости от того, кто из надзорных органов проверяет субъектов 115 закона.

Так, риск попасть на проверку после сданного с просрочкой отчета об операции по обязательному контролю у поднадзорных Росфинмониторингу организаций (агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые организации, операторы по приему платежей), безусловно, есть, но весьма минимальный. Росфинмониторинг – относительно лояльный в этом плане орган и по большей части, видимо, руководствуется принципом «повинную голову меч не сечет». Многие поднадзорные Росфинмониторингу опытные субъекты без опаски сдают сведения в нарушение сроков, зная, что проблемы начнутся у них только тогда, когда просрочки начнут носить массовый и систематический характер.

А вот риски в аналогичной ситуации у организаций, поднадзорных Пробирной Палате и Банку России, куда более высокие. Сдав хотя бы даже один отчет с нарушением срока, спустя какое-то время в очень многих случаях за это «прилетает привет» из надзора с требованиями объясниться (причем чаще всего подтверждают такое развитие событий субъекты, поднадзорные Банку России). Вполне очевидно, что Росфинмониторинг делится с Банком России и инспекциями пробирного надзора списками организаций, которые сдали отчет с просрочкой, которые в свою очередь проводят «профилактические работы» с поднадзорными им субъектами. Такая «профилактика» в конечном счете нередко оборачивается реальными административными делами и штрафами. Однако такое положение вещей в действительности, на наш взгляд, не самым лучшим образом сказывается на качестве и полноте отправляемых сообщений в Росфинмониторинг и больше напоминает медвежью услугу со стороны надзора для финансовой разведки. И вот почему.

image02122019

Опытные и знающие о рисках штрафов за просрочки субъекты 115 закона предпочитают рисковать и просроченные сообщения инициативно вообще не сдавать. Руководствуются они следующим. Неподача просроченного сообщения не провоцирует проверки, ведь о том, что есть несданное сообщение во многих случаях известно только самой организации и больше никому. А если нет проверки, значит нет и штрафа. Срок давности за неподачу сообщения составляет один год. Если в течение года после допущенного нарушения проверок деятельности по ПОД/ФТ не было, нарушение автоматически «сгорает». А если в течение года все же приходят проверяющие, то, чтобы не попасть под значительный штраф за неподачу сведений, сообщение сразу обязательно сдается накануне проверки или запроса информации по операции, о которой ранее умолчали.

К сожалению, на практике количество дней просрочки на размер штрафа практически не влияет: что один день, что, к примеру, десять месяцев просрочки – штраф одинаков (ну разве только что, если не пробовать доказывать проверяющему или суду факт малозначительности правонарушения). Вот поэтому такие расчетливые организации практически ничем не рискуют, отправляя свои просрочки только лишь накануне проверки, да и то только в том случае, если она вообще придет.

Таким образом, из-за практических соображений «сообразительных» организаций и предпринимателей в итоге Росфинмониторинг лишается части информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, которые могли пойти в составе просроченных сообщений и которые могли нести важнейшую информацию. Возможно, это проблему можно было бы решить путем сокращения размеров административных штрафов за просрочки, или же более лояльным подходом Банка России и Пробирной Палаты к нарушителям, допустившим незначительное количество просрочек в сдаче отчетности в Росфинмониторинг.

Хотим отдельно отметить, что «принцип умалчивания» о просрочках не работает в случае со сдачей периодических отчетов в Росфинмониторинг о проверках клиентов. Поскольку все проверяющие прекрасно знают, что такие отчеты должны сдавать не реже одного раза в три месяца, то длительное (более трех месяцев подряд) отсутствие обратной связи по таким отчетам от организации или предпринимателя свидетельствует о нарушении и нередко становится причиной инициирования проверочных мероприятий.

Мы искренне надеемся, что наши читатели не будут допускать отправку каких-либо сообщений с нарушением сроков, поэтому им не придётся задаваться вопросом: сдавать просроченный отчет в Росфинмониторинг или нет.

Смыслов П.А.



Свежие новости
08.10.24

Определены требования к направляемому в Банк России заявлению о пересмотре высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и порядок рассмотрения Банком России такого заявления

07.10.24

Установлен порядок осуществления Банком России надзора за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

30.09.24

Банком России определен состав информации об отнесении юрлиц и ИП к группам риска совершения подозрительных операций и порядке доступа к указанной информации

28.09.24

Росфинмониторинг проинформировал о том, что Государственной Думой в первом чтении был принят пакет законопроектов, расширяющий сферу применения антиотмывочного законодательства новыми направлениями по противодействию финансированию экстремистской деятельности

23.09.24

С 1 октября 2024 года можно проверить добросовестность бизнеса на платформе «Знай своего клиента» 

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru