« НазадНовые схемы отмывания и акценты мер внутреннего контроля в банках 25.12.2019 00:01О новых схемах сомнительных операций и акцентах мер внутреннего контроля в банках в 2019 году Сфера финансового мониторинга традиционно очень динамична и богата на нововведения. Не стал исключением и завершающийся 2019 год, который запомнится в истории внутреннего контроля не только новыми форматами отчетности, глобально изменившими систему информационного взаимодействия банков с Росфинмониторингом, но и новыми схемами сомнительных операций, получившими свое развитие на фоне усиления контрольных механизмов дистанционного надзора со стороны Банка России. Принимая во внимание сохраняющуюся тенденцию по отзыву Банком России лицензий у кредитных организаций за недостатки систем внутреннего контроля и неумение противодействовать сомнительным операциям, правильное понимание системы рисков в сфере финансового мониторинга приобретает критически важное значение для современных банков. О новых схемах сомнительных операций и акцентах мер внутреннего контроля в банках мы побеседовали с одним из ведущих экспертов в этой сфере Михаилом Каратаевым, который на правах Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ[1] ПАО Московский кредитный банк принимал участие в числе 5 отобранных Банком России кредитных организаций в подготовке оценки и демонстрации международным экспертам особенностей работы российских банков по противодействию отмыванию денег. В чем особенность новых схем сомнительных операций 2019 года и могут ли быть универсальные способы их выявления? Анализ типологий новых схем проведения операций повышенного риска в 2019 году концептуально подтверждает, что не смотря на разнообразие использованных в рамках данных схем инструментов все они направлены в конечном итоге на вывод средств за рубеж или получение заказчиками средств в наличной форме. Поэтому расставляя контрольные механизмы системы финансового мониторинга на финальных рисковых точках, кредитные организации вполне могут самостоятельно идентифицировать риски и выявить новые схемы еще до их опубликования Банком России. Какие основные типологии сомнительных операций 2019 года по выводу средств за рубеж? К основным разновидностям схемы вывода средств за рубеж в 2019 году под видом оплаты услуг относятся платежи по следующим основаниям:
Последняя из указанных схем является относительно новой, так как получила распространение только во второй половине 2019 года. Рассмотрим ее элементы более подробно. Типология вывода денежных средств за рубеж при оплате участия в международных выставках. Обобщенно суть схемы состоит в перечислении реально действующими российскими организациями денежных средства за рубеж под видом оплаты участия своих представителей в международных выставках в качестве гостя, либо в качестве участника с уплатой маркетинговых взносов, оформлением стенда и прочими сопутствующими расходами, существенно увеличивающими стоимость проекта (рис. 1). Заказчиками подобных операций могут выступать реальные торговые компании, которые используют данную форму расчетов для закупки товаров за рубежом, которые затем ввозятся в Россию без надлежащего таможенного оформления и уплаты соответствующих пошлин. В случае необходимости изменения параметров денежного потока (в первую очередь назначения платежа) между заказчиком-резидентом и получателем-нерезидентом может искусственно включаться цепочка транзитных организаций. Как правило в таком случае приходные и расходные операции характеризуются частой сменой назначений платежей, коротким сроком между пополнением и списанием, и иными признаками фирм-однодневок и сомнительных платежей. Конечные переводы средств за рубеж в такой схеме могут осуществляться со счетов туристической или рекламной компании, аккумулирующей средства нескольких заказчиков или выступающей исполнителем по разным проектам одной крупной компании. Рис. 1. Типология вывода денежных средств за рубеж при оплате участия в международных выставках Углубленный анализ информации о нерезидентах-получателях средств, свидетельствует о том, что по факту они не имеют реального отношения к организации международных выставок, а их руководителями часто являются граждане РФ, которые проводят операции по расходованию полученных денежных средств удаленно с использованием сервисов дистанционного банковского обслуживания. Стоит так же отметить риски использования в рамках данных схем инструментария нейминга[2], что требует от аналитиков подразделения финансового мониторинга дополнительной внимательности при проведении расследования. При детальной проверке в большинстве случаев выясняется, что компаниями-получателями средств выступают фирмы с регистрацией в странах Центральной и Восточной Европы (Польша, Чехия и др.), а так же Средней Азии (Киргизия, Монголия и др.). Указанные юрисдикции в настоящее время имеют не только достаточно либеральный режим налогообложения, но и не высокие стандарты в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, что позволяет их использовать как транзитный пункт для последующей отправки денег в Европу или Азию. Что можно сказать о тенденциях обналичивания в 2019 году? Схематика обналичивания в 2019 году представлена в основном следующим типологиями операций: - использование счетов физических лиц и индивидуальных предпринимателей; - использование решений судов и комиссий по трудовым спорам; - теневая инкассация; - закупка товаров у населения (металлолом и сельхоз продукция) ; - использование лицевых счетов операторов связи. Новой разновидностью схемы использования сотрудников Федеральной службы судебных приставов в рамках проведения операций повышенного риска в 2019 году стала типология решений комиссий по трудовым спорам в целях обналичивания денежных средств. На подготовительном этапе схемы в номинальной организации формируется искусственная задолженность по заработной плате перед сотрудниками и создается комиссия по трудовым спорам. Заявленная штатная численность работников как правило не сопоставима с объемами бизнеса компании, а уровень установленных зарплат заметно превышает средние значения по рынку региона для сопоставимых позиций. Работники, которым не выдана заработная плата, подают в комиссию заявления с просьбой обязать работодателя выплатить им причитающиеся денежные средства и комиссия по трудовым спорам выносит решение о необходимости выплаты задолженности по заработной плате. После того как работодатель не исполняет решение по причине отсутствия средств на счете организации, комиссия выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом и предъявляется в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов либо в банк должника (компании-работодателя). По действующему законодательству банк обязан исполнить поступившие в установленном порядке требования взыскателя и документ ставится на картотеку. После фиксирования обслуживающим банком права безакцептного списания средств со счета компании-должника в пользу физических лиц во исполнение решения комиссии по трудовым спорам на счет организации «неожиданно» начинают массово поступать средства от компаний с признаки фирм-однодневок. Основания зачисления средств на счет компании в большинстве случаев будут не соответствовать заявленному виду деятельности организации (согласно основному коду ОКВЭД), география отправителей может сильно различаться, а сама компания при этом никак не будет реагировать на запросы банка о предоставлении документов и пояснений по операциям. Далее средства в безакцептном порядке списываются со счета организации в погашение задолженности по заработной плате. Отказать в проведении операций по основаниям пункта 14 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ кредитная организация в данном случае не может в силу отсутствия волеизьявления клиента (деньги списываются без наличия платежных инструкций со стороны клиента), что делает схему неузьявимой с юридической точки зрения. Рис. 2. Типология решений комиссии по трудовым спорам в целях обналичивания денежных средств Таким образом, работник предъявляет исполнительный документ к взысканию искусственной задолженности по заработной плате, после чего полученные денежные средства обналичиваются со счетов физических лиц как правило в стороннем банке (рис.2). К числу новых схем 2019 года относятся так же типология обналичивания денежных средств через лицевые счета операторов связи при реализации которой злоумышленниками активно используются финансовые сервисы операторов мобильной связи и в первую очередь сервис вывода средств с баланса лицевого счета абонента на банковскую карту физического лица. Не смотря на то, что операторы мобильной связи наряду с кредитными организациями являются субъектами исполнения законодательства о ПОД/ФТ (статья 5 Федерального закона №115-ФЗ), уровень контрольной среды в данном сегменте пока не достаточен, что открывает возможности его использования для проведения рисковых операций по обналичиванию. В рамках схемы на банковские счета номинальной организации поступают денежные средства от ряда юридических лиц, нуждающихся в наличности. На работников номинальной организации оформляется несколько корпоративных банковских корп карт, с которых полученные денежные средства в короткий промежуток времени списываются на лицевые счета абонентов связи. В отдельных случаях использования корпоративных пластиковых карт не происходит и средства на лицевые счета абонентов операторов связи списываются непосредственно со счетов организации. Лицевые счета абонентов связи, в адрес которых осуществляются переводы денежных средств, открываются незадолго до проведения операций и после поступления денежных средств на лицевой счет абоненты выводят их на банковские карты физических лиц путем написания заявлений о расторжении договоров абонентского обслуживания или без такового. Полученные денежные средства выводятся с лицевых счетов абонентов на счета счета физических лиц и обналичиваются (рис.3). Рис. 3. Типология обналичивания денежных средств через лицевые счета операторов связи Используемая в рамках схемы номинальная компания как правило обладает признаками фирмы-однодневки, а тип операций носит откровенно нерыночный характер, так как всю поступающую от продажи товаров или оказания услуг компания перечисляет на пополнение лицевых счетов операторов связи, а не поддержание текущей деятельности. Выявление схемы осуществляется технически просто, за счет внесения ИНН ведущих мобильных операторов связи в число контролей для контрагентов по маскам счетов юридических лиц (40702*) и установлением пороговой суммы срабатывания во избежание массовых выгрузок (например, 5000 руб. в месяц). Как можно оценить риски использования ценных бумаг (например, векселей) в рамках схем операций повышенного риска в 2019 году? К числу сравнительно новых схем обналичивания можно отнести так же вексельную типологию, которая была раскрыта Банком России в методических рекомендациях №26-МР[3] о повышении внимания кредитных организаций к операциям с векселями. Данная схематика сомнительных операций с использованием векселей принципиально отличается от модели 2008 года, поскольку предполагает в качестве конечной цели получение наличных внутри страны, а не вывод средств за рубеж. Кроме того, участниками данной схемы в 2019 году выступают уже не фирмы-однодневки, а компании реального сектора экономики, которые вполне могут использовать вексельную форму расчетов в рамках текущей хозяйственной деятельности. Главная особенность схемы 2019 года заключается в использовании векселей, как элемента модели теневой инкассации, основу которой составляет механизм получения наличных напрямую у компаний реального сектора экономики (в первую очередь предприятий розничной торговли и сферы услуг), а не снятие средств с банковских счетов. Заказчиками данных операций являются в основном компании строительного сектора, а так же предприятия оптовой торговли и сектора услуг, которые не могут самостоятельно генерировать наличность (реклама, ИТ и т.д.), но активно в ней нуждаются для коррупционных целей, привлечения нелегальной рабочей силы или уклонения от налогообложения (рис.4). Рис. 4. Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2019 года (%)[4] Схема использования векселей для обналичивания в 2019 года условно состоит из следующих этапов: 1. Приобретение юридическим лицом векселя. В 2019 году в рамках подобных схем в основном используются векселя крупнейших банков номиналом от 1 до 10 млн. руб. каждый, а покупают их реально существующие компании из указанных выше секторов экономики. Стоит обратить особое внимание, что указанные Банком России в методических рекомендациях №26-МР «крупные суммы» получаются за счет количества приобретаемых векселей, а не исходя из номинала каждой бумаги. Делается это для удобства дальнейших расчетов и возможности использования векселей для откупа наличных в рамках схемы теневой инкассации (не все поставщики наличных могут сразу поставить крупную сумму, поэтому требуется не большой номинал векселей для расчетов «по фактической сумме поставки»). Так как большинство банков при реализации собственных векселей проводят предварительный анализ рисков покупателей, использование фирм-однодневок для этих целей сильно ограничено, хотя и возможно в силу наличия человеческого фактора и отдельных недостатков систем мониторинга. Небанковские векселя для реализации схем в 2019 году не используются. Рис. 5. Вексельная схема теневой инкассации 2. Передача в течение короткого промежутка времени векселей реальным компаниям, которые в рамках текущей экономической деятельности способны генерить наличность (например, торгово-розничным предприятиям, платежным агентам, туристическим компаниям), в качестве компенсации полученной от них неинкассированной наличной выручки. Другим вариантом реализации данного этапа является передача векселей физическим лицам, которые, в свою очередь, либо передают юридическому лицу в оплату векселя имеющиеся у них наличные денежные средства (могут быть сняты в любом банке по окончании реального вклада вне данной схемы), либо, выполняя роль курьера, предъявляют их к оплате банку в целях последующей передачи полученных наличных денежных средств предыдущим векселедержателям – юридическим лицам (рис. 5). Поскольку действующее законодательство Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма непосредственно не определяет случаи, когда кредитная организация вправе отказаться от платежа по векселю, соответствующему требованиям вексельного законодательства в целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций в сомнительные операции Банк России рекомендует кредитным организациям воздержаться от выдачи векселей при наличии подозрений, что вексель может быть использован в схемах, конечной целью которых является «обналичивание» денежных средств либо незаконный вывод денежных средств за рубеж. Таким образом, контроль рисков в рамках изложенной в методических рекомендациях №26-МР схемы смещается с момента предьявления векселя к оплате на этап выпуска кредитными организациями собственных векселей, что потенциально сопряжено с рисками дополнительных внутренних конфликтов интересов финмона в рамках установленных подразделению казначества и/или клиентским подразделениям KPI и необходимости обеспечить динамику продаж соответствующих продуктов банка. Что можно посоветовать кредитным организациям в качестве инструментов управления рисками по вексельной схеме? Для минимизации рисков вовлечения кредитных организаций в вексельную схему обналичивания средств Банк России рекомендует воздержаться от выдачи векселей при наличии подозрений, что вексель может быть использован в схемах, конечной целью которых является «обналичивание» денежных средств либо незаконный вывод денежных средств за рубеж. На практике данный тезис означает необходимость внесения кредитными организациями изменений как в действующие системы выявления операций повышенного риска, так и в механизмы KYC (know your customer или знай своего клиента). Акценты в данной работе необходимо сделать на следующих процессах: 1. Предварительная оценка рисков клиента. Действующая редакция статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязывает банки до приема на обслуживание проводить только идентификацию клиенту, оценка же риска по текущей методологии законодательства проводится кредитными организациями уже после установления договорных отношений с клиентом. Для «разовых сделок» такой подход не применим и оценивать риски продажи векселя требуется до подписания документов с клиентом. Для минимизации рисков вовлечения банка в вексельные схемы теневой инкассации особое внимание рекомендуется обращать не только на общий риск профиль клиента (формальные признаки фирм однодневок), но и долю вексельных расчетов в структуре платежей, а так же наличие у компании истории такой работы. Если доля отчислений на покупку векселей превышает 5% в объеме расходных операций компании, ранее подобные операции не проводились и внятного пояснения по параметрам дальнейшего использования ценных бумаг (название контрагента и пояснения причин использования вексельной формы расчетов) у клиента нет, то рекомендуется провести углубленную проверку рисков заявителя с привлечением ресурсов подразделения безопасности. 2. Настроить дополнительные автоматизированные алгоритмы контроля предъявления к оплате векселей со стороны компаний розничного сектора (по основному коду ОКВЭД) с обязательным запросом первичных документов и пояснений порядка получения ими ценных бумаг с указанием контрагента-векселедержателя. По действующим клиентам с розничной спецификой видов деятельности (торгово-розничные предприятия, автосалоны, платежные агенты, туристические компании и пр.) требуется обеспечить автоматизированный контроль объем инкассации с инициацией дополнительных встреч / запросом пояснений в случае выявления фактов снижения объема сдаваемой наличной выручки. 3. Провести дополнительное обучение с сотрудниками подразделения казначества и клиентским подразделением по признакам и рискам вексельных схем теневой инкассации. Рекомендуется так же вынести на рассмотрение руководства банка вопрос о внесении изменений в структуру KPI сотрудников указанных подразделений в целях отражения рисков клиентской политики (исключить возможность выполнения бизнес-плана и показателей KPI сотрудниками подразделений за счет привлечения на обслуживание высокорисковых клиентов). Указанные меры в своей совокупности позволят сохранить требуемую динамику продаж вексельных продуктов банка при высокой степени контроля принимаемых рисков и будут способствовать минимизации рисков вовлечения кредитной организации в сомнительные схемы. Краткая справка:
[1] ПОД/ФТ – противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2] Нейминг (англ. Naming) – процесс разработки названия бренда для компании, товара или услуги, важнейшая часть маркетинговой стратегии компании, неотъемлемая часть позиционирования бренда. В контексте схем отмывания денег или мошенничества проявляется в регистрации компаний, созвучных по названию и близких по написанию к известным брендам и крупным компаниям, с похожими или зеркальными сайтами, но отличными банковскими реквизитами. [3] Методические рекомендации от 16.09.2019 №26-МР «О повышении внимания кредитных организаций к операциям с векселями» // Вестник Банка России от 25.09.2019 №62 |