« Назад«Опять двадцать пять». И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ» 27.09.2017 23:17
«Опять двадцать пять». И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ»
Не так давно мы написали статью о том, как одна компания столкнулась с необоснованными придирками проверяющих к своим правилам внутреннего контроля. Статья размещена ТУТ. И вот не прошло и пары месяцев с того случая, как еще одна компания присылает просто абсурдные по своему составу замечания инспектора пробирного надзора к своим правилам внутреннего контроля. Замечания не только абсурдные, но и прямо противоречащие официальным разъяснениям Росфинмониторинга, касающимся составления правил внутреннего контроля и направления информации в ведомство. Итак, обо всем по порядку. Герой нашей сегодняшней статьи – также небольшая ювелирная организация, разработавшая правила внутреннего контроля летом 2017 года, и сдавшая их на проверку в инспекцию пробирного надзора (регион проверки и лиц, участвующих в деле, ПВК мы традиционно раскрывать не станем). По итогам проведения проверки компания получила замечания к правилам внутреннего контроля и акт проверки, которые прислала нам для изучения. Основным замечанием инспектора ГИПН к правилам внутреннего контроля было следующее: в программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций «описаны сделки (недвижимость, банковские операции и т.д.), которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий», а «правила внутреннего контроля общества составлены формально, по отдельным положениям носят декларативный характер и не учитывают специфику осуществляемой деятельности». Мы изучили присланные нам на проверку правила внутреннего контроля, и лично убедились в том, что в указанной программе правил внутреннего контроля обществом действительно были в полном объеме воспроизведены операции, подлежащие обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115. И такой подход к разработке ПВК является абсолютно верным, что в т.ч. подтверждается не только многолетней практикой проверок правил внутреннего контроля надзорными органами, но и даже официальными разъяснениями Росфинмониторинга – Информационным письмом от 05.05.2016 г. «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу». В указанном письме ведомство приводит следующий пример, когда в программе выявления операций указывается не полный перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ: в правилах внутреннего контроля указываются только профильные операции, подлежащие обязательному контролю. Организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества указала, что выявляет только операции с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество, и подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Финансовая разведка отметила в своем письме, что статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю. Однако, проверяющий правила внутреннего контроля инспектор ГИПН посчитал иначе, чем Росфинмониторинг: раз компания ювелирная, то отчеты в Росфинмониторинг, например, о продаже собственной недвижимости, она сдавать не обязана, а поэтому все это нужно из правил внутреннего контроля исключить. Напомним нашим читателям, что именно Росфинмониторинг является уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ, куда организации представляют информацию, именно поэтому ювелиры обязательно должны руководствоваться позициями этого ведомства по всем вопросам в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, то, что является, по мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой при составлении правил внутреннего контроля, с чем и мы также полностью согласны, не является таковой по мнению отдельного проверяющего, а является признаком формального составления правил внутреннего контроля.
|