Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

«Опять двадцать пять». И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ»

« Назад

«Опять двадцать пять». И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ»  27.09.2017 23:17

 

«Опять двадцать пять». И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ»

 

Не так давно мы написали статью о том, как одна компания столкнулась с необоснованными придирками проверяющих к своим правилам внутреннего контроля. Статья размещена ТУТ.

И вот не прошло и пары месяцев с того случая, как еще одна компания присылает просто абсурдные по своему составу замечания инспектора пробирного надзора к своим правилам внутреннего контроля. Замечания не только абсурдные, но и прямо противоречащие официальным разъяснениям Росфинмониторинга, касающимся составления правил внутреннего контроля и направления информации в ведомство.

Итак, обо всем по порядку.

Герой нашей сегодняшней статьи – также небольшая ювелирная организация, разработавшая правила внутреннего контроля летом 2017 года, и сдавшая их на проверку в инспекцию пробирного надзора (регион проверки и лиц, участвующих в деле, ПВК мы традиционно раскрывать не станем). По итогам проведения проверки компания получила замечания к правилам внутреннего контроля и акт проверки, которые прислала нам для изучения. Основным замечанием инспектора ГИПН к правилам внутреннего контроля было следующее: в программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций «описаны сделки (недвижимость, банковские операции и т.д.), которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий», а «правила внутреннего контроля общества составлены формально, по отдельным положениям носят декларативный характер и не учитывают специфику осуществляемой деятельности».

Мы изучили присланные нам на проверку правила внутреннего контроля, и лично убедились в том, что в указанной программе правил внутреннего контроля обществом действительно были в полном объеме воспроизведены операции, подлежащие обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115. И такой подход к разработке ПВК является абсолютно верным, что в т.ч. подтверждается не только многолетней практикой проверок правил внутреннего контроля надзорными органами, но и даже официальными разъяснениями Росфинмониторинга – Информационным письмом от 05.05.2016 г. «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу».

В указанном письме ведомство приводит следующий пример, когда в программе выявления операций указывается не полный перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ: в правилах внутреннего контроля указываются только профильные операции, подлежащие обязательному контролю. Организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества указала, что выявляет только операции с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество, и подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Финансовая разведка отметила в своем письме, что статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю.

Однако, проверяющий правила внутреннего контроля инспектор ГИПН посчитал иначе, чем Росфинмониторинг: раз компания ювелирная, то отчеты в Росфинмониторинг, например, о продаже собственной недвижимости, она сдавать не обязана, а поэтому все это нужно из правил внутреннего контроля исключить. Напомним нашим читателям, что именно Росфинмониторинг является уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ, куда организации представляют информацию, именно поэтому ювелиры обязательно должны руководствоваться позициями этого ведомства по всем вопросам в сфере ПОД/ФТ.

Таким образом, то, что является, по мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой при составлении правил внутреннего контроля, с чем и мы также полностью согласны, не является таковой по мнению отдельного проверяющего, а является признаком формального составления правил внутреннего контроля.


Печально. То ли еще будет?


Павел Смыслов



Свежие новости
18.01.18

Росфинмониторинг разработал новое Положение о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

16.01.18

Только мы успели сделать обзор нового личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, как его снова тут же подкорректировали.

16.01.18

Главный редактор Вестника финансового мониторинга прокомментировал новый личный кабинет. Смотрите новый ролик на YOUTUBE.

16.01.18

15 января 2018 года личный кабинет на сайте Росфинмониторинга встретил пользователей новыми разделами и измененной структурой

09.01.18

Противоречия ведомства с Росфинмониторингом по вопросам ПОД/ФТ так и остаются не разрешенными

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru