« НазадК проблеме проверки паспорта в рамках ПОД/ФТ 12.09.2023 00:45Организации и предприниматели – субъекты 115-ФЗ в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, обновления информации о них, должны использовать сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Это требование закреплено в нормативных актах Банка России и Росфинмониторинга, регулирующих процедуру идентификации клиентов (п. 5 Требований, утвержденных Приказом Росфинмониторинга №100 от 20.05.2022, и п. 2.2 Положения Банка России №444-П от 12.12.2014). Ранее в целях реализации установленных требований организации и предприниматели использовали общедоступные сведения, размещенные на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России. Однако, летом 2023 года указанный сервис перестал функционировать. На этом сайте в настоящее время указано, что «Сервис недоступен в связи с проведением технических работ. Архив со списком недействительных паспортов временно недоступен». Многие организации и предприниматели озадачились вопросом того, как выполнять установленные требования в рамках ПОД/ФТ/ФРОМУ об использовании сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. На сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России, где ранее существовала возможность проверки паспортов, организациям предлагается использовать при проверке актуальных сведений о российских паспортах систему межведомственного электронного взаимодействия. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) расположена по ссылке https://smev.gosuslugi.ru/portal/ Для получения доступа электронному сервису в СМЭВ пользователи должны пройти через достаточно сложную процедуру, порядок которой указан на сайте СМЭФ: https://smev.gosuslugi.ru/portal/faq.jsp#!/121 Многие субъекты 115-ФЗ, в особенности представители малого и микро предпринимательства, ознакомившись с указанным порядком, делали выводы о бесперспективности и сложности подключения к СМЭВ (а в ряде случаев и вообще о невозможности этого) и стали изыскивать различные альтернативные способы «проверки» паспортов. Так, ряд субъектов 115-ФЗ стал использовать для проверки паспортов клиентов различные существующие в открытом доступе в сети интернет различные частные сервисы, предлагающие проверку паспортов клиентов «через официальную базу МВД России». Между тем такие проверки паспортов являются бесполезной тратой времени, поскольку такие открытые сайты вряд ли можно считать достоверным источником информации для работы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Представители профессионального сообщества по ПОД/ФТ/ФРОМУ и 115 закону придумали «лайфхак», заключающийся в следующей схеме: паспортные данные клиента вводятся в неработающий сервис, расположенный на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России, далее после «проверки» вне зависимости от ее результата нажимается кнопка «Сообщить об ошибке», в результате чего сведения отправляются на проверку в МВД. Спустя некоторые время (в среднем в течение суток) на указанную при запросе контактную электронную почту приходит ответ из МВД, в котором указываются сведения о рассмотрении обращения, из которых можно сделать вывод о действительности или недействительности паспорта (указанную схему проверки паспортов придумали ). Схема проверки паспортов, конечно, любопытная, но с ее помощью невозможно проверить большое количество паспортов, тем более в оперативном онлайн режиме. А кроме того указанный «лайфхак» в любой момент может вообще прекратить существование, особенно если такой метод проверки наберет популярность и субъекты 115-ФЗ просто перегрузят сотрудников МВД своими многочисленными запросами. В реальности же из-за сложившейся с проверками паспортов ситуации многие субъекты 115-ФЗ вообще перестали при идентификации использовать сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Полагаем, что в настоящее время действительно отсутствует доступный способ исполнения возложенных законом обязанностей в части проверки паспортов в рамках идентификации. Прекратив работу сервиса на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России, госорганы не предложили доступного и альтернативного источника для проверки паспортов клиентов. Большинство организаций и предпринимателей, изыскивающих возможность проверки паспортов альтернативными способами, делает это зачастую только из-за боязни санкций и штрафов со стороны надзорных органов. Между тем, считаем, что говорить о санкциях и штрафах за неисполнение обязанности по проверке паспортов клиентов возможно лишь тогда, когда субъекты 115-ФЗ были бы обеспечены реальной возможностью выполнить установленные законом обязанности без использования «альтернативных» сомнительных способов. В указанных условиях нам хотелось бы надеется, что надзорные органы будут учитывать на проверках сложившуюся в настоящее время ситуацию с проверками паспортов и будут снисходительны к требованиям от проверяемых субъектов исполнения обязанности, обеспечение выполнения которой от них в настоящее время ни коим образом не зависит. Смыслов П.А. |