Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Кто проверяет проверяющего? О внутренних аудиторах, которые забыли о законе

« Назад

Кто проверяет проверяющего? О внутренних аудиторах, которые забыли о законе  27.06.2025 01:04

Нам часто направляют документы на экспертную оценку — особенно ПВК по ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, с просьбой проверить корректность, полноту и соответствие требованиям законодательства.

Но в этот раз мы получили не только сами ПВК микрофинансовой компании, но и... заключение внутреннего аудитора, который с уверенным видом вынес вердикт о «несоответствии» и «формальности» документа. Без ссылок на закон. Без аргументации. Зато с субъективным посылом.

И это, увы, стало не исключением, а симптомом. Слишком часто внутренний аудит берёт на себя функции судьи, не разобравшись в правилах игры.

Не факты, а впечатления

Разберём конкретные цитаты из акта проверки:

- «ПВК носят формальный характер»

Без указания: что именно нарушено, какой пункт закона не соблюдён. Просто мнение. Вопрос: что это значит? Формальный — это структурированный? Логичный? Стандартизированный? А должен быть... каким?

- «Отсутствует предметное описание порядка действий»

Термина «предметное описание» нет ни в 115-ФЗ, ни в Положении Банка России 445-П. Это личный лексикон аудитора, не юридический аргумент.

«Анкета клиента не совпадает с интерфейсом 1С»

Классическая ошибка: требовать изменить ПВК под систему, вместо того чтобы адаптировать систему под требования закона.

Кто кому подчинён: закон или «бизнес-процесс»?

В одном из замечаний утверждается, что документы ПВК не отражают бизнес-процессы в организации. Но стоит напомнить очевидное: бизнес-процессы в финансовой организации не автономны. Они обязаны подстраиваться под требования законодательства, особенно в сфере ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ. Если интерфейс системы не позволяет собрать данные по анкете из 444-П — дорабатывается интерфейс. Если текущий процесс не включает проверку по спискам 764-П — процесс корректируется. А не наоборот.

Опасная подмена: аудит как личное оружие

Проблема глубже. Иногда замечания подобного рода не результат непонимания — а следствие личных конфликтов:

- между аудитором и юристом,

- между ответственным сотрудником и проверяющим,

- между подразделениями.

Когда аудит превращается в инструмент давления или сведения счётов — гибнет система внутреннего контроля. Комплаенс начинает восприниматься как поле внутренних боёв, а не защиты от реальных рисков.

А как же «профессиональное суждение»?

Иногда в ответ на критику подобных формулировок можно услышать: «Аудит — это не чек-лист, это профессиональное суждение». Это верно — но только наполовину. Профессиональное суждение аудитора — это:

- вывод, основанный на конкретных фактах,

- опирающийся на нормативные требования,

- оформленный так, чтобы быть воспроизводимым другим специалистом.

Фраза «ПВК носят формальный характер» — без конкретного обоснования, без ссылки на норму и без указания, что именно не так — не является допустимым выражением профессионального суждения.

Международные стандарты внутреннего аудита и общепринятая практика в сфере ПОД/ФТ требуют именно обоснованных и проверяемых выводов, а не субъективных мнений.

Как должен работать внутренний аудит по ПОД/ФТ/ФРОМУ?

Хороший внутренний аудит:

- Чётко ссылается на нормы 115-ФЗ, 445-П, 375-П и другие нормативные акты;
- Использует структурированные чек-листы и критерии;
-Формулирует замечания строго в логике «есть требование – нет реализации»;
- Даёт рекомендации, направленные на снижение риска, а не «исправление стиля».

В заключение

Если замечание начинается словами «ПВК носят формальный характер» — задайте аудитору простой вопрос: «Назовите, пожалуйста, конкретный пункт закона, который нарушен». В ответ — тишина? Тогда перед вами не аудит. А чьё-то мнение, выданное за контроль. А мнение — это не аргумент.

Смыслов П.А.



Свежие новости
06.11.25

С 12 ноября 2025 года начнёт действовать новое Указание Банка России № 7126-У

01.11.25

1 ноября 2025 года исполнилось 24 года со дня образования Федеральной службы по финансовому мониторингу

31.10.25

Опубликованы новые приказы Росфинмониторинга, регламентирующие порядок доведения перечней иностранных государств до кредитных организаций

31.10.25

ФАТФ опубликовала новое Публичное заявление по юрисдикциям высокого риска

24.10.25

Расширены полномочия Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru