Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Как выявлять публичных должностных лиц

« Назад

Как выявлять публичных должностных лиц  05.02.2018 12:36

 

Елена Петрова делится с читателями тонкостями выявления публичных должностных лиц

 

Елена Петрова - опытный специалист по вопросам ПОД/ФТ, работающая специальным должностным лицом в одном из профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Сегодня Елена расскажет нашим читателям о тонкостях выявления публичных должностных лиц.

 

elena_petrova

 

В рекомендациях ФАТФ дано определение публичным должностным лицам, которые признаны политическими деятелями. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в Резолюции 58/4 раскрывает понятия «иностранное публичное должностное лицо» и «должностное лицо публичной международной организации».

В РФ Указом Президента № 32 от 11 января 1995 г. утвержден сводный перечень государственных должностей. Лица, занимающие эти должности, являются российскими ПДЛ.

В выявлении ПДЛ ФАТФ рекомендует ориентироваться на клиента как на ценный источник информации, но вместе с тем указывает на то, что информация, полученная от клиента, не должна быть основной и единственной. Поэтому, когда организации в ходе анкетирования спрашивают своего клиента, является ли он ПДЛ или близким родственником ПДЛ, и заносят его ответ в анкету клиента, это является недостаточной мерой, принятой для выявления ПДЛ и их родственников.

У субъектов первичного мониторинга (организации и предприниматели, перечисленные в ст. 5 115-ФЗ), должны быть предусмотрены методы проверки информации о принадлежности к ПДЛ и их родственникам, полученной от клиента.

Методические рекомендации Росфинмониторинга от 12.12.2017 г. предлагают помимо прочего пользоваться платными сервисами, такими как «Спарк», «X-Compliance» и другими. Для крупной компании такая рекомендация оправданна, но небольшие организации зачастую не имеют средств для внедрения таких сервисов.

Как в таком случае небольшим компаниям проверять полученную от клиента информацию?

Процедура выявления российских ПДЛ не очень сложна.

У каждого государственного ведомства, будь то Правительство, министерство, Совет Федерации, Государственная дума или Конституционный суд и т.д., есть официальные сайты, на которых указаны персональные составы лиц, занимающих руководящие должности.

Например, если на сайте Правительства РФ: http://government.ru, посмотреть кто занимает должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, мы увидим следующие восемь лиц:

Голодец Ольга Юрьевна;

Дворкович Аркадий Владимирович;

Козак Дмитрий Николаевич;

Мутко Виталий Леонтьевич;

Приходько Сергей Эдуардович;

Рогозин Дмитрий Олегович;

Трутнев Юрий Петрович;

Хлопонин Александр Геннадиевич.

Аналогичную информацию можно уточнить на сайтах и других ведомств.

Но, как и в любой организации, в органах государственного управления и исполнительной власти сотрудники меняются, и на руководящие должности назначаются новые лица. По этой причине можно порекомендовать нашим читателям проверять актуальность персональных списков ПДЛ не реже одного раза в квартал.

ПДЛ других государств определить гораздо сложнее, т.к. многие не располагают информацией о сайтах иностранных государственных органов, которые, к тому же, как правило не переведены на русский язык. Что же может указать нашим читателям на необходимость проверки лица на принадлежность к ИПДЛ? Конечно же наличие у клиента гражданства иностранного государства. Если таковое имеется, то такое лицо необходимо проверить на предмет у него статуса иностранного ПДЛ. Интернет является актуальной базой данных для этих целей. Если клиент является ИПДЛ, то практически наверняка наши читатели узнают это просто, введя его фамилию и имя в тот же поисковик Google.

Аналогично можно выявить и должностных лиц публичных международных организаций.

Кроме выявления ПДЛ до оформления отношения с ним, нужно иметь в виду тот факт, что клиент может приобрести публичный статус, уже находясь на обслуживании в организации. Поэтому при обновлении информации о клиенте необходимо обязательно проверять клиента на предмет возможного появления у него статуса ПДЛ.

Многие спрашивают: а в чем смысл необходимости выявления ПДЛ? Смысл заключается в том, что высокие посты государственной или исполнительной власти дают большие возможности. Существует определенный риск, что власть имущее лицо может стать участником коррупционных действий и совершить преступление, направленное на легализацию преступных доходов.
.
Ссылки на сайты государственной и исполнительной власти, которые помогут в персонализации ПДЛ:

http://government.ru/ - Правительство

http://government.ru/ministries/ - список министерств

http://government.ru/agencies/ - список комиссий

http://www.mid.ru/activity/shots/personnel/extraordinary_ambassador - список Дипломатов в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла

http://www.duma.gov.ru/ - Государственная дума

http://genproc.gov.ru/ - Генеральная прокуратура

http://sledcom.ru/ - Следственный комитет

http://www.scrf.gov.ru/about/leadership/ - Совет безопасности

http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека

http://ombudsmanbiz.ru/ - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

https://ru.wikipedia.org/wiki/Субъекты_Российской_Федерации - перечень субъектов с возможностью перейти на Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ

http://www.ach.gov.ru/ - счетная палата РФ

http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ

http://www.cikrf.ru/ - Центральная избирательная комиссия

http://www.vsrf.ru/about/structure/?section=supreme&subsection=219 - Верховный суд

http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx - Конституционный суд

Петрова Е.



Свежие новости
20.04.18
Опубликованы изменения в форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 20 июля 2016 г. № 4077-У.
20.04.18
Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Положением Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П, изменены
20.04.18
Новые Xsd-схемы электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У
19.04.18
Исключено требование о согласовании центральным депозитарием и операторами по приему платежей правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
19.04.18

Вступил в силу Федеральный закон от 18.04.2018 №69-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru