« НазадКак выявлять публичных должностных лиц 05.02.2018 12:36
Елена Петрова делится с читателями тонкостями выявления публичных должностных лиц
Елена Петрова - опытный специалист по вопросам ПОД/ФТ, работающая специальным должностным лицом в одном из профессиональных участников рынка ценных бумаг. Сегодня Елена расскажет нашим читателям о тонкостях выявления публичных должностных лиц.
В рекомендациях ФАТФ дано определение публичным должностным лицам, которые признаны политическими деятелями. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в Резолюции 58/4 раскрывает понятия «иностранное публичное должностное лицо» и «должностное лицо публичной международной организации». В РФ Указом Президента № 32 от 11 января 1995 г. утвержден сводный перечень государственных должностей. Лица, занимающие эти должности, являются российскими ПДЛ. В выявлении ПДЛ ФАТФ рекомендует ориентироваться на клиента как на ценный источник информации, но вместе с тем указывает на то, что информация, полученная от клиента, не должна быть основной и единственной. Поэтому, когда организации в ходе анкетирования спрашивают своего клиента, является ли он ПДЛ или близким родственником ПДЛ, и заносят его ответ в анкету клиента, это является недостаточной мерой, принятой для выявления ПДЛ и их родственников. У субъектов первичного мониторинга (организации и предприниматели, перечисленные в ст. 5 115-ФЗ), должны быть предусмотрены методы проверки информации о принадлежности к ПДЛ и их родственникам, полученной от клиента. Методические рекомендации Росфинмониторинга от 12.12.2017 г. предлагают помимо прочего пользоваться платными сервисами, такими как «Спарк», «X-Compliance» и другими. Для крупной компании такая рекомендация оправданна, но небольшие организации зачастую не имеют средств для внедрения таких сервисов. Как в таком случае небольшим компаниям проверять полученную от клиента информацию? Процедура выявления российских ПДЛ не очень сложна. У каждого государственного ведомства, будь то Правительство, министерство, Совет Федерации, Государственная дума или Конституционный суд и т.д., есть официальные сайты, на которых указаны персональные составы лиц, занимающих руководящие должности. Например, если на сайте Правительства РФ: http://government.ru, посмотреть кто занимает должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, мы увидим следующие восемь лиц: Голодец Ольга Юрьевна; Дворкович Аркадий Владимирович; Козак Дмитрий Николаевич; Мутко Виталий Леонтьевич; Приходько Сергей Эдуардович; Рогозин Дмитрий Олегович; Трутнев Юрий Петрович; Хлопонин Александр Геннадиевич. Аналогичную информацию можно уточнить на сайтах и других ведомств. Но, как и в любой организации, в органах государственного управления и исполнительной власти сотрудники меняются, и на руководящие должности назначаются новые лица. По этой причине можно порекомендовать нашим читателям проверять актуальность персональных списков ПДЛ не реже одного раза в квартал. ПДЛ других государств определить гораздо сложнее, т.к. многие не располагают информацией о сайтах иностранных государственных органов, которые, к тому же, как правило не переведены на русский язык. Что же может указать нашим читателям на необходимость проверки лица на принадлежность к ИПДЛ? Конечно же наличие у клиента гражданства иностранного государства. Если таковое имеется, то такое лицо необходимо проверить на предмет у него статуса иностранного ПДЛ. Интернет является актуальной базой данных для этих целей. Если клиент является ИПДЛ, то практически наверняка наши читатели узнают это просто, введя его фамилию и имя в тот же поисковик Google. Аналогично можно выявить и должностных лиц публичных международных организаций. Кроме выявления ПДЛ до оформления отношения с ним, нужно иметь в виду тот факт, что клиент может приобрести публичный статус, уже находясь на обслуживании в организации. Поэтому при обновлении информации о клиенте необходимо обязательно проверять клиента на предмет возможного появления у него статуса ПДЛ. Многие спрашивают: а в чем смысл необходимости выявления ПДЛ? Смысл заключается в том, что высокие посты государственной или исполнительной власти дают большие возможности. Существует определенный риск, что власть имущее лицо может стать участником коррупционных действий и совершить преступление, направленное на легализацию преступных доходов. http://government.ru/ - Правительство http://government.ru/ministries/ - список министерств http://government.ru/agencies/ - список комиссий http://www.mid.ru/activity/shots/personnel/extraordinary_ambassador - список Дипломатов в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла http://www.duma.gov.ru/ - Государственная дума http://genproc.gov.ru/ - Генеральная прокуратура http://sledcom.ru/ - Следственный комитет http://www.scrf.gov.ru/about/leadership/ - Совет безопасности http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека http://ombudsmanbiz.ru/ - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей https://ru.wikipedia.org/wiki/Субъекты_Российской_Федерации - перечень субъектов с возможностью перейти на Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ http://www.ach.gov.ru/ - счетная палата РФ http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ http://www.cikrf.ru/ - Центральная избирательная комиссия http://www.vsrf.ru/about/structure/?section=supreme&subsection=219 - Верховный суд http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx - Конституционный суд Петрова Е. |