Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Можно ли давать аудитору на проверку правила внутреннего контроля

« Назад

Можно ли давать аудитору на проверку правила внутреннего контроля?  01.02.2022 21:09

Многие субъекты 115-ФЗ, обязанные проходить по аудиторские проверки, зачастую сталкиваются с требованием аудитора предоставить на проверку и отдельные внутренние документы по ПОД/ФТ/ФРОМУ, например, приказы о назначении ответственного сотрудника, утверждении перечня лиц, обязанных проходить обучение по ПОД/ФТ, правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

При этом у многих аудируемых лиц встает вопрос о законности предоставления подобных документов аудитору, ведь статьей 4 закона №115 установлен прямой запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (за некоторыми отдельными исключениями).

Мы обобщили некоторые популярные вопросы наших читателей и сегодня дадим на них ответы.

news01022022-1
 

Можно ли давать аудитору на проверку правила внутреннего контроля?

Банк России и Росфинмониторинг допускают передачу аудитору на проверку правил внутреннего контроля.

Так, Банк России в письме от 13.12.2017 014-12-1/10011 на запрос СРО «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР) отметил, что при оценке аудитором соблюдения аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ аудитор вправе запрашивать, а аудируемое лицо обязано представлять по такому запросу документы, на основании которых может быть сделан вывод о выполнении аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. К таким документам, в частности могут быть отнесены:

- правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее — ПВК в целях ПОД/ФТ);

- внутренние организационно-распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК в целях ПОД/ФТ, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ (в случае, если требования о создании (определении) подразделения по ПОД/ФТ установлены нормативными правовыми актами Банка России, а также документы, подтверждающие соответствие указанных лиц квалификационным требованиям;

- документы, подтверждающие проведение аудируемым лицом мероприятий, направленных на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ;

- иные внутренние документы, регламентирующие (определяющие) процедуры внутреннего контроля в рамках ПВК в целях ПОД/ФТ.

Росфинмониторинг на своем официальном сайте в 2020 году опубликовал ответы на некоторые возникающие у субъектов 115-ФЗ вопросы, среди которых рассмотрел следующие: «Вправе ли аудируемое лицо предоставлять для проверки аудитору свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в рамках ежегодной проверки финансовой отчётности организации? Считается ли в таком случае нарушенным требование законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, о принимаемых мерах по ПОД/ФТ?».

news01022022-2

Ответ с сайта Росфинмониторинга

Отвечая на эти вопросы ведомство отметило среди прочего, что аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц; не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации).

Росфинмониторинг также отметил, что при оценке аудитором соблюдения аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ аудитор вправе запрашивать, а аудируемое лицо обязано представлять по такому запросу документы, на основании которых может быть сделан вывод о выполнении аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Например, к таким документам могут быть отнесены: 

- правила внутреннего контроля; 

- внутренние организационно-распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее – СДЛ), а также соответствие его квалификационным требованиям; 

- перечень сотрудников структурного подразделения, выполняющего функции по ПОД/ФТ/ФРОМУ (в случае, если в организации сформировано или определено такое структурное подразделение), а также документы, подтверждающие соответствие указанных лиц квалификационным требованиям;

- документы, подтверждающие проведение аудируемым лицом мероприятий, направленных на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ, включая перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденный руководителем аудируемой организации, документы, подтверждающие прохождение обучения;

- отчет о проведении проверки системы внутреннего контроля;

- иные внутренние документы, регламентирующие (определяющие) процедуры внутреннего контроля в рамках ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вправе ли аудитор давать замечания к правилам внутреннего контроля и требовать их исправления?

К замечаниям к правилам внутреннего контроля, высказанные аудитором, нужно относится критически. Тем более критически нужно относится к рекомендациям аудитора об исправлении правил внутреннего контроля.

image08.09.2020-1

Росфинмониторинг еще в Информационном письме от 23.11.2018 №56 «О методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» отмечал, что аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Также Росфинмониторинг подчеркивал, что аудиторская организация не несет ответственность за предотвращение несоблюдения аудируемым лицом законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, и нельзя ожидать, что она обнаружит все факты такого несоблюдения. Аудиторская организация несет ответственность за проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в частности, обеспечение разумной уверенности в том, что такая отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Надо помнить, что аудитор – это не надзорный орган, а такой же субъект 115 закона, как и аудируемое им лицо. Более того, зачастую ответственные по ПОД/ФТ/ФРОМУ сотрудники аудируемых лиц являются более опытными в сфере ПОД/ФТ специалистами, чем проводящие их аудит организации. Ну а кроме того, к автору настоящей статьи периодически обращаются за помощью аудиторы с просьбой разработать для них правила внутреннего контроля, что говорит о том, что некоторые аудиторы не готовы погружаться в столь сложную тему в рамках своей деятельности.

Аудитор требует предоставить на проверку электронный образ правил внутреннего контроля. Можно ли ему отказать в этом требовании, предоставив ПВК в бумажном виде?

Нормативных и каких-то иных требований в предоставлении аудитору на проверку правил внутреннего контроля в электронном виде не существует. Для того, чтобы проверить ПВК, аудитору вполне достаточно иметь бумажный вариант этого документа. 

Как мы уже отмечали выше, аудитор – это не надзорный орган, а коммерческая организация, а также такой же субъект 115 закона, как и аудируемое им лицо. Именно поэтому некоторые аудируемые лица опасаются, что их правила внутреннего контроля могут быть переданы аудитором посторонней организации, например, в целях оказания методической и консультационной помощи по ПОД/ФТ/ФРОМУ, или же просто перепроданы в качестве образца или шаблона. Такие аудируемые лица понимают, что что бумажный же вариант правил мало кто захочет преобразовывать в электронный вид с целью их последующей передачи третьим лицам.

Впрочем, в тех случаях, когда аудируемое лицо на 100% уверено в своем аудиторе и ему предоставлены твердые гарантии того, что ПВК будут использованы исключительно для аудита, этот документ возможно передать в электронном виде.
 

Павел Смыслов



Свежие новости
24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

06.04.25

Банк России опубликовал рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев клиентов и публичных должностных лиц

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru