Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

О новых с 01 декабря 2022 года изменениях по ПОД/ФТ/ФРОМУ

« Назад

О новых с 01 декабря 2022 года изменениях по ПОД/ФТ/ФРОМУ  30.11.2022 17:22

01 декабря 2022 года вступает в силу значительное количество нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, среди которых были следующие документы:

Федеральный закон от 28.06.2022 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26.10.2022 №1912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1773 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Все эти документы касаются практической повседневной деятельности организаций и предпринимателей и регулируют вопросы размещения в их личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга новых перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН (обратим внимание, что в 115-ФЗ в отношении новых перечней употребляется именно множественное число, хотя по факту в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга эти перечни публикуются в виде единого списка).

30.11.22

Сколько перечней Росфинмониторинга теперь будет?

Многие полагали, что теперь в личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга будет публиковаться аж четыре вида перечней Росфинмониторинга: три старых и плюс вот эти вот новые. Это не так. Перечней Росфинмониторинга, как и ранее, будет три. Упомянутые нами выше перечни, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, публикуются теперь взамен существовавшего ранее перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения.

На протяжении осени 2022 года многие специальные должностные лица по ПОД/ФТ/ФРОМУ переживали в отношении вопросов, связанных с техническими нюансами размещения новых перечней: как и в каком формате они будут публиковаться, на каком языке, какова их структура, как их внедрить в свои внутренние программы по автоматической проверке клиентов. В целом, многие успешно справились с этими вопросами, т.к. времени на это было более чем достаточно: о том, что изменения вступят в силу стало известно аж за целых полгода, а Росфинмониторинг осенью 2022 года делал тестовые размещения новых перечней.

news22102022-5

Как работать с новыми перечнями Росфинмониторинга?

Работа с новыми перечнями будет абсолютно аналогичной той, что уже ведется организациями и предпринимателями в рамках идентификации клиентов: каждый новый клиент подлежит проверке на предмет наличия о нем сведений в перечнях лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Также при каждой публикации новых редакций таких перечней будет требоваться сверка клиентов по ним в целях выявления среди них лиц, чье имущество и денежные средства будут подлежать замораживанию и блокированию. Кроме того, не реже одного раза в три месяца все клиенты будут подлежать проверке по указанным перечням в целях направления в Росфинмониторинг соответствующего хорошо известного всем нашим читателям отчета о результатах проверки. Таким образом видно, что в плане практической работы для организаций и предпринимателей мало что изменилось. Однако, есть один важный нюанс: если ранее в случае выявления среди своих клиентов фигурантов из перечней лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения, меры по замораживанию имущества и денег требовалось провести незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в такой перечень, то теперь при выявлении среди своих клиентов фигурантов новых перечней Росфинмониторинга, указанные выше меры должны применяться незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа о принятии решения о включении организации или физического лица в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

news12102022-2

Об отмене мер по заморозке денег и имущества.

С 1 декабря 2022 года на уровне 115-ФЗ была закреплена обязанность организаций и предпринимателей по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бывших фигурантов одного из трех перечней Росфинмониторинга. Ранее эта обязанность фактически реализовывалась на практике, однако прямого указания на нее в 115-ФЗ не было. Теперь в случае размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключении организации или физического лица из перечней, субъекты 115-ФЗ должны будут незамедлительно принять решение о прекращении (отмене) мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, причем в случае исключения фигуранта из перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, процедуру «разморозки» надо будет сделать не позднее двадцати часов с момента получения соответствующего уведомления Росфинмониторинга.

news06102022-1

Что поменялось еще.

С 1 декабря 2022 года также незначительно увеличили срок на отправку в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по замораживанию денег или имущества фигурантам перечней Росфинмониторинга: такие сведения теперь направляются незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения указанных мер по замораживанию (ранее срок был определен просто как «незамедлительно»).

Среди операций, подлежащих обязательному контролю, появилась еще одна операция (пункт 6 статьи 7.4 ФЗ-115): подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 ФЗ-115 межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Простыми словами, если, например, лицо, являющееся фигурантом перечня межведомственной комиссии, совершит какую-либо операцию, организация или предприниматель, чьим клиентом такое лицо будет являться, будут обязаны сообщить об этом в Росфинмониторинг вне зависимости от суммы и характера совершения такой операции. Эта операция будет «мониториться» всеми субъектами 115-ФЗ, у кого есть обязательный контроль, за исключением только агентств недвижимости.

О корректировке правил внутреннего контроля.
В связи с вступлением в силу новых изменений существенным корректировкам подверглись правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

image08.09.2020-1

В программе идентификации необходимо предусмотреть использование информации о наличии сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Программа выявления операций должна теперь среди прочего предусматривать выявление новой операции, подлежащей обязательному контролю, о которой мы упоминали выше.

Наиболее существенные правки затронули программы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества. Напомним, что у поднадзорных Банку России организаций такая программа входит как в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, так и в состав правил внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В этих программах, безусловно, надо будет прописать и уточнить все положения, связанные с процедурой применения мер по замораживанию денег и имущества, а также с отменой указанных мер. При этом надо будет сделать четкое разграничение мер, принимаемых к фигурантам перечней Росфинмониторинга, в зависимости от вида перечня. Речь идет о том, что как мы указывали выше, применение мер в случае выявления среди своих клиентов фигурантов из перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, должно осуществляться незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа о принятии решения о включении организации или физического лица в такой перечень. А для применения мер по отношению к фигурантам прочих перечней Росфинмониторинга предельное количество времени в часах не установлено – оно осуществляется незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица такие перечни.

Поскольку в зависимости от вида перечня Росфинмониторинга аналогичная разница по времени и срокам действует и в отношении проведения процедур по отмене мер по замораживанию денег и имущества, это также должно быть учтено в правилах внутреннего контроля и при описании таких порядков.

Потребуется внести изменения и в программу приостановления операций. Но они по большей части будут техническими и будут связаны с уточнением формулировок отдельных положений 115-ФЗ и нумерации пунктов из статей этого же закона.

При наличии в правилах внутреннего контроля раздела, описывающего порядок отправки сведений в Росфинмониторинг, в него необходимо будет внести правки, связанные с уточнением сроков отправки отчета о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а таже о том, что эти сведения теперь отправляются среди прочего и в отношении фигурантов перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Можно отметить, что на практике организации и предприниматели маловероятно столкнуться с фигурантами новых перечней Росфинмониторинга в силу их достаточной специфичности: ведь они составляются не на основе решений наших отечественных спецслужб, а на уровне ни много, ни мало, самого Совета Безопасности ООН. Тем не менее, как видим, произошедшие изменения требуют значительного внимания со стороны субъектов 115-ФЗ, а также одних из самых сложных за последнее время корректировок правил внутреннего контроля.

Павел Смыслов
 



Свежие новости
02.02.23

Росфинмониторинг раскрыл новые параметры индикатора риска, в отношении которых было направлено наибольшее число вопросов

28.01.23

Росфинмониторинг опубликовал в личных кабинетах инструкцию по работе с риск-оценкой

 

25.01.23

В личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга появилось уведомление о том, что с 25.01.2023 проводятся работы по апробации доведения индикатора риска

24.01.23

Росфинмониторинг обновил риск-оценки в личных кабинетах отдельных субъектов 115-ФЗ. Организации и предприниматели обнаружили, что их оценки стали хуже.

20.01.23

Поднадзорные Банку России субъекты получили поддельные "запросы" по ПОД/ФТ от регулятора

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru