« НазадПерспективы развития контрольно-надзорной деятельности по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ 15.04.2019 23:52Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ автор: начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, к.ю.н. Виташов Д.С.
Подготовка к 4 раунду взаимных оценок по линии ФАТФ стала для Росфинмониторинга и других надзорных органов поводом не только провести инвентаризацию имеющихся результатов, но и переосмыслить свою работу. Мы оценили эффективность контрольно-надзорной деятельности с учетом международных стандартов и наметили задачи по дальнейшему развитию. Несмотря на то, что и раньше основу работы составлял риск-ориентированный подход, предусмотренный стандартами ФАТФ, были найдены возможности повысить эффективность его применения. В этих целях Росфинмониторингом совместно с другими государственными органами и частным сектором была проведена национальная оценка рисков как по линии противодействия отмыванию доходов, так и по линии противодействия финансированию терроризма. Благодаря этому были определены сектора, в наибольшей степени подверженные таким рискам. Это, прежде всего, банковская система, системы денежных переводов и ряд других секторов. Массовость и доступность их инструментов не только создают удобство для клиентов, но и повышают привлекательность для использования в криминальной деятельности. Данные выводы были учтены в рамках оценок возможностей использования конкретных секторов для легализации или финансирования терроризма. Такие секторальные оценки риска сделаны надзорными органами совместно с Росфинмониторингом и опубликованы на своих сайтах: для сектора драгоценных металлов и драгоценных камней (ФКУ «Пробирная палата России»), игорного сектора (ФНС России), сектора аудиторов (Минфин России, Федеральное казначейство и саморегулируемые организации), секторов операторов мобильной связи и организаций федеральной почтовой связи (Роскомнадзор), нотариального сообщества (Федеральная нотариальная палата), адвокатов (Федеральная палата адвокатов). Для своих поднадзорных секторов – лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей и риэлторов, соответствующие документы разработал и Росфинмониторинг, проведя предварительные обсуждения и согласования с их представителями. В секторальных оценках риска дана более развернутая картина возможностей использования субъектов в преступных целях: описаны основные типологии, наиболее рисковые инструменты и типы клиентов. Кроме того, в интересах надзора каждый сектор структурирован на сегменты, определены наиболее уязвимые из них и намечены меры по снижению риска. Например, в результате оценки лизингового сектора основные риски его использования в схемах отмывания доходов зафиксированы в сегменте малого бизнеса, а потенциальные риски – у организаций, входящих в банковские группы. Соответственно, наибольшее внимание надзорных подразделений Росфинмониторинга будет обращено именно на такие субъекты. В дальнейшем планируем регулярно (раз в два-три года) пересматривать секторальные оценки рисков во взаимодействии с частным сектором и корректировать меры по их минимизации. По мере снижения рисков в секторах количество надзорных мероприятий также будет снижаться. Профилактика и проверки – это форма взаимодействия с частным сектором, в ходе которой мы даем корректирующую обратную связь. Причем проверка, по нашему мнению, должна быть крайней мерой, когда профилактика не дала результата, то есть нарушения не устранены. В связи с этим в 2018 году нами была разработана новая модель риск-ориентированного надзора, которая будет распространена на все сектора антиотмывочной системы, за исключением секторов, поднадзорных Банку России. Фундаментом системы является дистанционный мониторинг на основе Личного кабинета субъекта системы на сайте Росфинмониторинга. Благодаря этому инструменту взаимодействия Служба удаленно видит соблюдение обязательных требований всеми организациями (ИП). Более того, посредством Личного кабинета до субъектов также доводятся результаты наблюдения – информация об их нарушениях в форме риск-оценки. Таким образом лицо само может увидеть и исправить имеющиеся недостатки, снизив свой уровень риска и, соответственно, вероятность применения надзорных мер. Новой моделью надзора предусмотрено распределение всех субъектов по 4 уровням риска несоблюдения требований законодательства (низкий, умеренный, значительный и высокий). При низком уровне проводится дистанционный мониторинг, о котором говорилось выше. В рамках него анализируются удаленно выявляемые параметры: например, своевременность направления сообщений, использование Перечня террористов и экстремистов, регулярность направления отчетов о сверке своих клиентов с санкционными списками. При повышении уровня риска до умеренного, т.е. при появлении отдельных признаков недостатков системы внутреннего контроля, субъекту автоматически будет направляться сообщение о необходимости устранить нарушения. Таким образом мы даем сигнал, чтобы организация (ИП) самостоятельно могла исправить недостатки и тем самым снизить свой уровень риска. При значительном уровне риска, то есть когда субъект проигнорировал предупреждение, или у него дистанционно выявлены более значительные недостатки, его деятельность уже вручную анализируется сотрудником надзорного подразделения. По результатам принимается решение о выборе формы адресной профилактики: письмо, предостережение и другие. Если организация не реагирует и на адресную профилактику, либо в ее деятельности проявились грубые нарушения обязательных требований или признаки вовлечения в совершение подозрительных операций (то есть мы видим, что система внутреннего контроля субъекта неэффективна), ей присваивается высокий уровень риска. В этом случае в отношении субъекта решается вопрос о проведении выездной или камеральной проверки. Такой подход уже в значительной мере реализуется на практике, а также заложен в проекты федерального закона и соответствующего ему указа Президента, которые мы ожидаем, будут приняты в 2019-2020 годах. Это позволит еще больше сместить акценты в сторону профилактических мероприятий при одновременном повышении эффективности государственного контроля. Благодаря дистанционному мониторингу и выходу на контактные мероприятия только в самые высокорисковые субъекты, результативность проверок уже сейчас очень высока: для поднадзорных Росфинмониторингу в 97% случаев выносится административное наказание. Грубо говоря, уже выходя на проверку, мы знаем, что именно найдем. И не идем туда, где вероятность нарушений и, соответственно, необходимость принятия корректирующих мер минимальны. Резюме такое: используя размещенную в Личном кабинете информацию и следуя рекомендациям Росфинмониторинга, можно самостоятельно снизить свои риски вовлечения в противоправные схемы, и, соответственно, уменьшить вероятность принятия мер со стороны надзорного органа. При этом Росфинмониторинг проводит регулярный текущий анализ секторов на предмет соблюдения обязательных требований. На его основе выявляются типовые нарушения и принимаются упреждающие меры. Так, например, в конце прошлого года мы обратили внимание на недостаточную законопослушность ряда поднадзорных нам субъектов. В целях профилактики через Личный кабинет доведено соответствующее информационное сообщение от 30.01.2019. В нем были перечислены наиболее частые нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ. Всем субъектам предложено провести анализ действующей у них системы внутреннего контроля и принять меры по ее оптимизации. По итогам первого квартала мы увидели значительный эффект этого информационного письма. Уровень законопослушности поднадзорных секторов существенно повысился, в том числе: факторинг – на 8,3%; лизинг – на 5,84%; операторы по приёму платежей – на 3,98%; риелторы – на 2,44%. В отношении тех субъектов, которые по каким-либо причинам не прислушались к рекомендациям и добровольно не исправились, во втором квартале будет проведена уже адресная профилактика. По ее результатам уклоняющиеся от исполнения обязательных требований во втором полугодии будут включены в планы проверок. В этой работе нам помогает еще один важнейший формат взаимодействия с частным сектором – Совет комплаенс и созданные аналогичные советы в регионах. В их состав входят представители почти всех секторов антиотмывочной системы. Для повышения эффективности этого формата мы поставили цель: обобщать информацию о новых схемах и способах легализации и финансирования терроризма, исходя из практики работы участников советов комплаенс. В дальнейшем эта информация в виде типологий доводится через Личный кабинет до всех организаций (ИП). В целом, самооценка эффективности и соответствия стандартам ФАТФ контрольно-надзорной деятельности показала необходимость ее дальнейшего совершенствования. Безусловно, эта работа будет проводиться совместно с частным сектором. Своей целью ставим повышение качества и результативности информационного обмена с одновременным снижением административной нагрузки на бизнес. В соответствии с международными требованиями именно представители частного сектора, осуществляя первичный финансовый мониторинг, являются основной антиотмывочной системы. В заключении хотелось бы сказать слова большой благодарности всем организациям и лицам, участвующим в антиотмывочной системе, за плодотворную совместную работу. Особо признательны тем, кто участвовал в подготовке и проведении оценки по линии ФАТФ, проведении национальной и секторальных оценок риска, в том числе заполняя различные вопросники и анкеты. Впереди нас ждет большая работа по совершенствованию системы контрольно-надзорной деятельности, в связи с будем рады предложениям по дальнейшему развитию взаимодействия. Д.С. Виташов |