В последнее время в редакцию нашего СМИ нередко поступали звонки и письма граждан и организаций с жалобами на то, что некоторые банки не информируют их о причинах отказа по ПОД/ФТ. Более того, в конце 2018 года мы участвовали в подготовке документов в Межведомственную комиссию при Банке России об оспаривании отказа кредитной организации, пояснения о причинах которого заявителю не удавалось некоторое время получить в установленным законом порядке даже при нашей консультационной поддержки.
Наконец, сам регулятор обратил внимание на то, что ряд кредитных организаций несмотря на требования Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на реализацию механизма реабилитации клиентов.
Опубликованы методические рекомендации Банком России по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании (утв. Банком России 22.02.2019 №5-МР).
Банк России обратил внимание кредитных организаций на необходимость информирования обращающихся к ним клиентов о причинах, послуживших основаниями для принятия кредитными организациями решения об отказе, в установленном законе объеме.
Регулятор отметил, что системный характер носят поступающие в межведомственную комиссию обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.
Банк России подчеркнул, что межведомственной комиссией был выявлены случаи принятия кредитными организациями решения об отказе исключительно на основании наличия информации о ранее реализованных другими кредитными организациями отказах, полученной в установленном порядке. Было отмечено о том, что при принятии решения об отказе кредитные организации продолжают руководствоваться обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что неверно.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.