Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Клиенты почты жалуются на чрезмерность ПОД/ФТ

« Назад

Клиенты почты жалуются на чрезмерность ПОД/ФТ 08.07.2019 11:39

Организации федеральной почтовой связи являются активным субъектом антиотмывочной системы финансового мониторинга и исполняют положения Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г., в т.ч. обязанность по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров.

В нашу редакцию уже не первый раз поступают письма и звонки от простых граждан с просьбой разъяснить правомерны ли требования сотрудников почты о предоставлении паспорта с целью заполнения анкеты по ПОД/ФТ при выдаче посылок, бандеролей и т.п. Люди возмущены обилием сложных вопросов, не понятных простому обывателю: причастность к публичным лицам, источники происхождения денег, уровень деловой репутации и т.п.

Вот и на днях мы получили письмо от пенсионерки Галины Петровны Д., которой не выдали на почту посылку, т.к. она отказалась давать сотрудниками почты отдельные сведения: о размере и источнике своего дохода и не поняла некоторых вопросов анкеты.

Галине Петровна была бы и не прочь дать сведения, но ей сотрудники почты внятно не объяснили зачем это нужно и спровоцировали конфликт. Вот, что пишет наш герой: «когда я открывала счет в банке, то там анкету составляли профессионалы, было ясно, что такое ИПДЛ и РПДЛ, был предоставлен выбор вариантов ответов на вопрос о источниках дохода, а главное, не было такого хамского обращения, как на почте. Такое было впечатление, что почтарки хотят избавиться от клиентов…»

Увы, но формально сотрудники почты полностью правы, требуя от клиента различные сведения, т.к. руководствуются своими правилами внутреннего контроля, Приказом Росфинмониторинга №366 и Положениями 115 закона. Предоставить запрошенные почтой сведения клиенты обязаны, в противном случае они получают правомерные отказы в проведении операции по выдаче их имущества (посылок).

лист опроса от почты

Лист-опросник на почте

И если с предоставлением общих сведений о клиенте проблем нет, то с предоставлением таких «интимных» сведений как размер и уровень дохода, источники происхождения имущества, репутация и прочее весьма часто возникают конфликтные ситуации. Некоторые удивляются, на основании чего сотрудники почты требуют такие сведения и какое это имеет отношение к посылкам. Указанные сведения устанавливаются почтой на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона. Правда, есть оговорка как в законе, так и в 366 приказе Росфинмониторинга о том, что подобные сведения устанавливаются в зависимости от уровня риска отмывания преступных денег, который присваивается клиенту сотрудниками почты. Если уровень риска у клиента или операции высокий – такие сведения должны быть установлены.

Присвоение уровня риска осуществляется на основании критериев, установленных финансовой разведкой. Решение о присвоении той или иной степени риска должно быть мотивированным. Если ни один из критериев к клиенту или операции не применим, то выставляется низкий уровень риска, поэтому такие «интимные» сведения о доходах и прочее, которые выводят из равновесия простых граждан – могут сотрудниками почты не устанавливаться.

Отметим, что довольно распространенная ошибка многих рядовых сотрудников организаций субъектов 115-ФЗ – формальное и немотивированные присвоение уровня риску клиента. Весьма часто без веских на то оснований клиенту автоматически ставят высокий риск, даже тогда, когда его нет. Это потом и приводит к конфликтным ситуациям на практике. И правда, кому охота рассказывать продавцу, менеджеру или почтальону о своих доходах, имуществе и т.п.? Поэтому в ряде случаев такие ситуации можно запросто избегать, просто правильно ставя уровень риска.

А пока рядовой персонал будет выполнять возложенные на них обязанности по ПОД/ФТ формально, это и будет приводить к спорам, жалобам и даже, нецензурной ругани.

Мы не знаем, мотивированным или нет было присвоение высокого уровня риска герою нашей статьи Галине Петровне Д. - этой ситуацией возможно уже будет разбираться Рокомнадзор или прокуратура, куда пенсионерка планирует обратиться с жалобой на сотрудников почты. Если в ходе проверки выясниться необоснованность присвоения высокого уровня риска клиенту – виновные лица могут быть наказаны.

Ну а нашей Галине Петровне мы посоветуем все же пройти пока полную процедуру идентификации, иначе ее посылку через месяц почта отправит обратно.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
30.11.24

Указание Банка России от 21.10.2024 №6905-У вступит в силу 8 декабря 2024 года

30.11.24

Опубликовано Указание Банка России от 21.10.2024 №6904-У

27.11.24

Опубликовано Информационное письмо Банка России "О неприменении к кредитным организациям мер за несоблюдение порядка и сроков представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки"

21.11.24

Установлен порядок сообщения страховыми компаниями информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

19.11.24

Опубликованы Указания Банка России, которыми устанавливаются порядок сообщения Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru