Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Порог проведения упрощенной идентификации может быть увеличен

« Назад

Порог проведения упрощенной идентификации может быть увеличен 04.03.2023 01:14

Разработан проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О национальной платежной системе».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что предлагаемые изменения направлены на установление порога проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также решает имеющуюся в настоящее время проблему, связанную с отсутствием в расчетных документах информации о плательщике (по операциям с использованием платежных карт) и информации о получателе денежных средств. Кроме того, законопроект направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в сфере ПОД/ФТ, в том числе в части требований к информации, сопровождающей переводы денежных средств.

Также в пояснительной записке к законопроекту отмечено следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ перевод денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, на сумму от 15 тыс. рублей и выше осуществляется при условии проведения упрощенной идентификации названного физического лица. При этом, максимальная сумма такого перевода с применением упрощенных мер по идентификации законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Вышеуказанное обстоятельство не отвечает международным стандартам в сфере ПОД/ФТ, предписывающим при совершении разовых операций на сумму, превышающую установленное пороговое значение, применение стандартных мер проверки клиента, а также создает дополнительные риски совершения непрозрачных операций в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

При этом, в случае осуществления физическими лицами переводов денежных средств с использованием банковских счетов на любую сумму либо переводов с использованием персонифицированных электронных средств платежа на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей, связанных с меньшими рисками отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, чем переводы без открытия банковского счета, идентификация в соответствии ‎с Федеральным законом № 115-ФЗ проводится в полном объеме.

В связи с изложенным пунктом 1 статьи 1 законопроекта в пункт 111 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ вносится изменение, устанавливающее максимальный порог проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в размере 100 тыс. руб. либо аналогичной суммы в иностранной валюте. Корреспондирующие изменения по повышению суммы максимального остатка денежных средств на неперсонифицированном электронном средстве платежа (НЭСП) с 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб. вносятся в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. ‎№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Действующим российским законодательством не установлены требования, предписывающие финансовым учреждениям, обслуживающим отправителя перевода денежных средств, и транзитным финансовым учреждениям обеспечивать сопровождение соответствующих переводов, в том числе трансграничных, информацией о получателях, что упомянуто как недостаток в Отчете о взаимной оценке Российской Федерации в части технического соответствия международным стандартам в сфере ПОД/ФТ.

Поскольку законодательство Российской Федерации предоставляет возможность привлечения к проведению операций, в том числе путем оказания информационно-технологических услуг, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитными или некредитными финансовыми организациями, такие лица, осуществляя свою деятельность, в дальнейшем не предоставляют информацию по платежам в кредитные организации, скрывая таким образом проведение незаконных операций, направленных в том числе на совершение мошеннических действий, торговли наркотиками, а также финансирование террористической, экстремистской деятельности и диверсионной деятельности.

Соответственно отсутствие у кредитной организации, обслуживающей отправителя, полноценной информации о получателе перевода денежных средств приводит к невозможности оперативного установления уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ конечного получателя денежных средств. Таким образом получение информации о контрагентах по операциям, являющимся предметом оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, в том числе террористической направленности, занимает значительный период времени, что в условиях стремительно меняющейся обстановки приводит к потере актуальности и ценности обозначенных сведений.

В соответствии с проектируемой редакцией статьи 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ, при осуществлении переводов денежных средств, в том числе переводов электронных денежных средств и почтовых переводов, кредитная организация или организация федеральной почтовой связи, а также любые иные организации, участвующие в осуществлении обозначенных переводов, обязаны включить (либо проверить наличие) и обеспечить передачу в составе расчетных документов информации как о плательщике, так и о получателе денежных средств. При этом отсутствие такой информации приведет к возврату денежных средств плательщику, а в случае невозможности осуществить возврат (например, при переводах без открытия банковского счета) и при наличии подозрений о связи операции с ОД/ФТ – ‎к направлению организацией, обслуживающей получателя денежных средств, сообщения о подозрительной операции в уполномоченный орган ‎в сфере ПОД/ФТ.

Соответствующие корреспондирующие изменения о необходимости определения правилами платежной системы порядка сопровождения перевода денежных средств сведениями не только о плательщике, но и о получателе вносятся в статью 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ ‎«О национальной платежной системе». 
 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

06.04.25

Банк России опубликовал рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев клиентов и публичных должностных лиц

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru