Известно, что Банк России ведет реестр лиц, которым ранее отказывали в проведении операций кредитные и некредитные финансовые организации в рамках исполнения ими норм 115-ФЗ. Информация об отказах систематизируется Банком России и впоследствии направляется в кредитные и некредитные финансовые организации, которые должны учитывать эту информацию при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.
115-ФЗ установлено, что указанная информация, полученная от Центрального банка Российской Федерации, не может использоваться организациями в качестве единственного основания при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.
Также, сведения, получаемые от Банка России, являются информацией с ограниченным доступом, отношение к которой не должны иметь организации, не связанные с исполнением требований 115-ФЗ.
Между тем, выяснилось, что доступ к указанным сведениям получают организации, чьи виды деятельности не связаны с работой по ПОД/ФТ/ФРОМУ, и используют ее в целях, не связанных со 115-ФЗ и оценкой рисков.
Так, к нам обратился гражданин, которому было отказано в приеме на работу одним крупным предприятием промышленной отрасли, которое не являлось субъектом ПОД/ФТ. Организация проверила претендента на работу по спискам отказников Банка России и нашла сведения о нем в этом реестре. Несмотря на то, что наличие сведений о гражданине в реестре отказников не имеет никакого отношения к трудовому праву и не может быть основанием для отказа в его приеме на работу, это все же послужило неофициальным основанием для принятия решения об отказе рассмотрения кандидатуры гражданина для приема на работу.
Поскольку отказ в приеме на работу по вышеуказанным причинам был сделан неофициально, обжалование его в госорганах было бы утопичной идеей. Мы посоветовали гражданину выяснить какая из организаций ранее отказала ему в проведении операций и в рамках исполнения 115-ФЗ предоставила о нем сведения реестр отказников, чтобы обжаловать такой отказ с целью исключения информации о нем из указанного реестра.
Между тем считаем также необходимым отметить тот факт, что организация промышленной отрасли, не являющаяся субъектом 115-ФЗ, получила доступ к информации, которая ей не предназначалась вообще и бездумно использует ее для проверки работников. Такой доступ, мог был получен либо от аффилированных с ней финансовых организаций, либо через платные сервисы по проверке клиентов в рамках ПОД/ФТ, которые за плату предоставляют возможность проверки клиентов по перечням Росфинмониторинга, а также по реестру отказников Банка России.
Мы хотели бы обратить внимание надзорных органов на очевидные факты незаконного распространения закрытой информации и ее использования в целях, не связанных с ПОД/ФТ. Одной из мер, препятствующих этому, мог бы стать запрет на включение в сервисы по проверке клиентов функций по проверке лиц в реестрах отказников Банка России.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.