Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Последствия незаконного доступа к информации из реестра отказников

« Назад

Последствия незаконного доступа к информации из реестра отказников 19.04.2024 19:42

Известно, что Банк России ведет реестр лиц, которым ранее отказывали в проведении операций кредитные и некредитные финансовые организации в рамках исполнения ими норм 115-ФЗ. Информация об отказах систематизируется Банком России и впоследствии направляется в кредитные и некредитные финансовые организации, которые должны учитывать эту информацию при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.

115-ФЗ установлено, что указанная информация, полученная от Центрального банка Российской Федерации, не может использоваться организациями в качестве единственного основания при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.

Также, сведения, получаемые от Банка России, являются информацией с ограниченным доступом, отношение к которой не должны иметь организации, не связанные с исполнением требований 115-ФЗ.

Между тем, выяснилось, что доступ к указанным сведениям получают организации, чьи виды деятельности не связаны с работой по ПОД/ФТ/ФРОМУ, и используют ее в целях, не связанных со 115-ФЗ и оценкой рисков.

Так, к нам обратился гражданин, которому было отказано в приеме на работу одним крупным предприятием промышленной отрасли, которое не являлось субъектом ПОД/ФТ. Организация проверила претендента на работу по спискам отказников Банка России и нашла сведения о нем в этом реестре. Несмотря на то, что наличие сведений о гражданине в реестре отказников не имеет никакого отношения к трудовому праву и не может быть основанием для отказа в его приеме на работу, это все же послужило неофициальным основанием для принятия решения об отказе рассмотрения кандидатуры гражданина для приема на работу.

Поскольку отказ в приеме на работу по вышеуказанным причинам был сделан неофициально, обжалование его в госорганах было бы утопичной идеей. Мы посоветовали гражданину выяснить какая из организаций ранее отказала ему в проведении операций и в рамках исполнения 115-ФЗ предоставила о нем сведения реестр отказников, чтобы обжаловать такой отказ с целью исключения информации о нем из указанного реестра.

Между тем считаем также необходимым отметить тот факт, что организация промышленной отрасли, не являющаяся субъектом 115-ФЗ, получила доступ к информации, которая ей не предназначалась вообще и бездумно использует ее для проверки работников. Такой доступ, мог был получен либо от аффилированных с ней финансовых организаций, либо через платные сервисы по проверке клиентов в рамках ПОД/ФТ, которые за плату предоставляют возможность проверки клиентов по перечням Росфинмониторинга, а также по реестру отказников Банка России.

Мы хотели бы обратить внимание надзорных органов на очевидные факты незаконного распространения закрытой информации и ее использования в целях, не связанных с ПОД/ФТ. Одной из мер, препятствующих этому, мог бы стать запрет на включение в сервисы по проверке клиентов функций по проверке лиц в реестрах отказников Банка России.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
06.11.25

С 12 ноября 2025 года начнёт действовать новое Указание Банка России № 7126-У

01.11.25

1 ноября 2025 года исполнилось 24 года со дня образования Федеральной службы по финансовому мониторингу

31.10.25

Опубликованы новые приказы Росфинмониторинга, регламентирующие порядок доведения перечней иностранных государств до кредитных организаций

31.10.25

ФАТФ опубликовала новое Публичное заявление по юрисдикциям высокого риска

24.10.25

Расширены полномочия Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru