Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Рекомендации по выявлению подозрительных операций со слитками драгметаллов

« Назад

Рекомендации по выявлению подозрительных операций со слитками драгметаллов 03.05.2024 00:43

Банком России опубликованы Методические рекомендации по повышению внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (утв. Банком России 27.04.2024 №9-МР).

Банк России рекомендует кредитным организациям:

1. Организовать и осуществлять на постоянной основе работу по выявлению среди своих клиентов физических лиц, на регулярной основе осуществляющих покупку драгоценных металлов в слитках как за наличный, так и безналичный расчет, при условии соответствия такой покупки следующим критериям:

- однонаправленный характер операции по покупке драгоценных металлов в слитках (драгоценные металлы в слитках покупаются, но не продаются либо продаются в значительно меньшем объеме, чем покупаются);

- в случае покупки драгоценных металлов за счет денежных средств на банковском счете - короткий промежуток времени со дня поступления (в том числе внесения) на банковский счет физического лица денежных средств до дня покупки драгоценных металлов в слитках;

- неоставление купленных драгоценных металлов в слитках на хранение в кредитной организации либо осуществление такого хранения в течение незначительного срока.

2. Организовать и осуществлять на постоянной основе работу по выявлению среди своих клиентов юридических лиц - нерезидентов, осуществляющих внесение наличных денежных средств на банковский счет в значительных объемах с последующей покупкой драгоценных металлов в слитках, при условии одновременного соответствия данных операций следующим критериям:

- операции по внесению наличных денежных средств на банковский счет осуществляются систематически и в дальнейшем расходуются, как правило, на покупку драгоценных металлов в слитках;

- объем операций по внесению наличных денежных средств на банковский счет превышает 10 миллионов рублей в месяц;

- между внесением на банковский счет клиента наличных денежных средств и покупкой драгоценных металлов в слитках проходит незначительный промежуток времени;

- купленные драгоценные металлы в слитках не оставляются на хранение в кредитной организации либо такое хранение осуществляется в течение незначительного срока.

3. При выявлении вышеуказанных лиц:

- обеспечить повышенное внимание к их операциям;

- провести углубленную проверку информации об их операциях и деятельности, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах;

- запрашивать у них дополнительную информацию (документы) о характере и целях проводимых ими операций;

- в рамках реализации предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" права по определению источников происхождения денежных средств (для юридических лиц - нерезидентов в отношении наличных денежных средств, для физических лиц в отношении как наличных, так и безналичных денежных средств) и (или) иного имущества клиентов запрашивать у них документы об источниках происхождения денежных средств, за счет которых осуществляется покупка драгоценных металлов в слитках (для физических лиц такими документами могут быть, например, справка о доходах, пассажирская таможенная декларация о ввозе наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Для юридических лиц - нерезидентов такими документами могут быть, например, банковские выписки, подтверждающие снятие наличных денежных средств со счета, договор на транспортировку ценных грузов, акты приема-передачи ценностей, грузовая авианакладная и иные документы);

- принимать доступные меры по определению достоверности представленных документов об источниках происхождения денежных средств, за счет которых осуществляется покупка драгоценных металлов в слитках, и точности отраженной в них информации. Для этого, например, кредитные организации, могут использовать сведения о доходах физических лиц, о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц;

- соотносить суммы совершаемых операций по покупке драгоценных металлов в слитках с размером денежных средств, отраженных в представленных документах об источниках происхождения денежных средств, за счет которых осуществляется покупка драгоценных металлов в слитках;

- организовать учет представленных документов об источниках происхождения денежных средств, за счет которых осуществляется покупка драгоценных металлов в слитках, в целях контроля соотношения суммы, на которую совершается одна или совокупность операций по покупке клиентом драгоценных металлов в слитках, и суммы, указанной в документах об источниках происхождения денежных средств, а также повторного представления таких документов для совершения клиентом указанных операций;

- рассматривать вопрос о квалификации операций клиента либо совокупности операций и (или) действий клиента (его представителя), связанных с их проведением, в качестве подозрительных в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- рассматривать вопрос о реализации в отношении операции по покупке клиентом драгоценных металлов в слитках и (или) операции по внесению наличных денежных средств на банковский счет права, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, а в отношении клиента - юридического лица также права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- учитывать полученную информацию при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций;

- при направлении в уполномоченный орган сведений об операции (деятельности) клиента, квалифицированной в качестве подозрительной, об отказе в совершении операции, о расторжении договора банковского счета (вклада) в составе формализованного электронного сообщения, сформированного в соответствии с правилами составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, отражать в показателе "Дополнительные сведения" слова "операция (деятельность) клиента с драгоценными металлами в слитках".

Банк России также отметил, что используемые в рамках Методических рекомендаций №9-МР при характеристике операций клиента такие оценочные категории, как "систематичность", "незначительность", "короткий", и тому подобные определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

06.04.25

Банк России опубликовал рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев клиентов и публичных должностных лиц

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru