С 01 сентября 2024 года вступило в силу шесть новых нормативных актов, которые вносят изменения в законодательстве по ПОД/ФТ:
- Федеральный закон от 08.08.2024 №275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2022 №607-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Приказ Росфинмониторинга от 29.12.2022 №355 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. №100";
- Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 №95 "О внесении изменений в Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. №18";
- Приказ Росфинмониторинга от 30.08.2023 №200 "О внесении изменения в пункт 1 Особенностей исчисления времени для целей исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене данных мер, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 ноября 2022 г. №297";
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 №582 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Федеральный закон от 08.08.2024 №275-ФЗ в качестве нового субъекта системы ПОД/ФТ вводит филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, в связи с чем в ФЗ №115 вносятся многочисленные изменения.
Из 115 закона убрали совместное упоминание всевозможных видов некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России, заменив на более универсальную формулировку «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации».
Было установлено, что если клиентом профучастника рынка ценных бумаг, управляющей компании, банка и некоторых других некредитных финансовых организаций является филиал иностранного банка, то они вправе не проводить идентификацию его выгодоприобретателя.
Федеральный закон от 29.12.2022 №607-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет, что с 01.09.2024 года в Федеральном законе №115 вместо формулировки «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» употребляется формулировка «купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий». Также установлено, что для целей Федерального закона №115 к купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий также относятся осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и заготовка лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы.
Указанными законами №275 и №607 были также скорректированы формулировки для ряда операций, подлежащих обязательному контролю, которые теперь выглядят так:
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий;
-предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, филиалами иностранных банков, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
- операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае ее определения уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации при условии, что сведения о такой операции будут подлежать представлению в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Вышеупомянутые приказы Росфинмониторинга и Постановление Правительства №582 вносят изменения в различные нормативные документы сферы ПОД/ФТ, связанные с изменением формулировки «скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» на формулировку «купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий».
Ряд организаций и предпринимателей, на которых распространяются требования в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, в установленные законом сроки будут обязаны обновить свои правила внутреннего контроля.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.