Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Результаты проверок Росфинмониторингом организаций в 2016 году

« Назад

Результаты проверок Росфинмониторингом организаций в 2016 году 09.03.2017 22:12

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году

 

Некоторые организации и предприниматели, на которых распространяются требования законодательства в сфере финансового мониторинга (115 Федеральный закон от 07.08.2001 г.), полагают, что если их проверяет надзорный или административный орган (прокуратура, Росфинмониторинг, инспекция пробирного надзора, Центральный Банк), то проверка обязательно заканчивается штрафом. Однако, это мнение не совсем верное.

Мы провели анализ официальной информации о результатах проверок Межрегиональными управлениями Росфинмониторинга в 2016 году поднадзорных организаций и предпринимателей, опубликованной на официальном сайте Росфинмониторинга http://fedsfm.ru

Межрегиональными управлениями Росфинмониторинга в 2016 году было проверено около 500 поднадзорных организаций и предпринимателей различных видов деятельности: агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые организации, операторы по приему платежей.

По официальной статистике в 94% случаях проверки Росфинмониторинг установил различного рода нарушения «антиотмывочного» законодательства. Оставшиеся 6% «счастливчиков», успешно прошедших проверки, пополняли, как и те, кто действительно осуществлял свою деятельность без нарушений в сфере ПОД/ФТ, так и те, кто был вообще не поднадзорен Росфинмониторингу, что выяснялось только в ходе проведения проверки.

Основная масса административных дел возбуждалась по ч. 1 статьи 15.27 КоАП, предусматривающей штраф на организацию или ИП в размере от 50 000 до 100 000 рублей или устное предупреждение. Указанная мера ответственности в основном применяется за отсутствие правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, несоответствие их требований действующему законодательству, нарушению сроков отправки сообщений в уполномоченный орган, нарушения при идентификации клиентов, ненадлежащее исполнение обязанности по прохождению обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и т.д.

МРУ Росфинимониторинга выявлялись и факты непредставления организациями сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо необычных операциях, наказание за которые предусматриваются ч. 2 статьи 15.27 КоАП в виде наложения штрафа от 200 000 до 400 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 60 суток.

Росфинмониторингом возбуждались административные дела и по «суровой» третьей части статьи 15.27 КоАП, предусматривающей штраф на организацию или ИП в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Указанный штраф, в основном налагается на организации и предпринимателей за неисполнение предписаний или воспрепятствование проведению проверки. В некоторых случаях часть третья статьи 15.27 КоАП РФ применялась Росфинмониторингом тогда, когда он не смог в ходе проверки найти организацию. Так, например, за 2016 год МРУ Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу, не найдя поднадзорные организации, возбудил целых 5 административных дел по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, статистика результатов проверок Росфинмониторингом за 2016 год показывает, что на каждую 20-ю проверенную организацию в 2016 году по итогом проведения проверок мог быть наложен штраф в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Ниже Вы можете увидеть сводную таблицу результатов проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году.

 

image09.03.2017-1

Результаты проверок в 2016 году. Подсчет автора (возможны незначительные погрешности в результатах подсчета). Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее

* В МРУ Росфинмониторинга по ЦФО данные приведены только за 1-3 кварталы 2016 года.

Между тем, несмотря на отнюдь не радужную для поднадзорных Росфинмониторингу организаций и предпринимателей статистику проверок, мы хотели бы успокоить наших читателей.

В книге Павла Смыслова «Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ»: просто о сложном для ювелиров и не только», вышедшей в 2016 году, отмечалось, что задачей Росфинмониторинга на проверке является не наложение штрафа на организации, а их обучение исполнения законодательства в сфере ПОДФТ: «наша задача не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон», - отмечал один из сотрудников Росфминмониторинга, занимающийся проверками организаций и предпринимателей. Действительно, после многих проверок, проводимых сотрудниками ведомства, даже те из организаций и предпринимателей, кто по их результатам получил штраф, остаются в какой-то степени довольными, т.к. сотрудники Росфинмониторинга, выявив нарушения, поясняют им, что было сделано не так и как в дальнейшем это надо делать правильно. Проверки уполномоченного органа отличаются высоким уровнем компетентности и правовой грамотности сотрудников ведомства, справедливостью рассмотрения дела. Нередки случаи, когда проверенная организация или предприниматель получают за выявленные нарушения не денежный штраф, а устное предупреждение.

Также, мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что надзорным мероприятиям зачастую подвергаются те организации и предприниматели, кто не желает исполнять законодательство в сфере ПОД/ФТ, не сдает отчетность в уполномоченный орган и не выполняет другие обязательные требования. Лица, участвующие с Росфинмониторингом в добровольном сотрудничестве посредством взаимодействия через личный кабинет организаций на портале Росфинмониторинга, регулярно направляющие отчетность в ведомство и выполняющие другие нормы «антиомывочного» законодательства в значительно меньшей степени подвержены проверкам, а риски привлечения их к административной ответственности минимальны.

Также обращаем внимание на то, что статистика проверок ПОД/ФТ в организациях и у предпринимателей Банком России, инспекциями пробирного надзора, органами прокуратуры отличается от статистики проверок Росфинмониторинга, воспроизведенной в нашей статье. Ранее мы приводили результаты собственного опроса, поведенного среди организаций и предпринимателей разнообразных видов деятельности, подпадающих под требования Федерального закона №115, осуществляющих свою работу на территории различных регионов нашей страны. Так, согласно итогам открытого голосования проводимого на форуме субъектов «антиотмыовочного» законодательства, лишь 58,2% организаций и предпринимателей по итогам проверки были привлечены к административной ответственности: штрафу или устному предупреждение (в опросе приняло участие 98 человек, данные на 09.03.2017 г.)

image09.03.2017-2

Результаты голосования в открытом опросе о результатах проверки исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ

Желаем нашим читателям, чтобы возложенные на них обязанности по ПОД/ФТ исполнялись ими более полно и корректно и они пополняли только число тех организаций, кто прошел проверку Росфинмониторинга без нарушений.

Павел Смыслов


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
08.10.24

Определены требования к направляемому в Банк России заявлению о пересмотре высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и порядок рассмотрения Банком России такого заявления

07.10.24

Установлен порядок осуществления Банком России надзора за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

30.09.24

Банком России определен состав информации об отнесении юрлиц и ИП к группам риска совершения подозрительных операций и порядке доступа к указанной информации

28.09.24

Росфинмониторинг проинформировал о том, что Государственной Думой в первом чтении был принят пакет законопроектов, расширяющий сферу применения антиотмывочного законодательства новыми направлениями по противодействию финансированию экстремистской деятельности

23.09.24

С 1 октября 2024 года можно проверить добросовестность бизнеса на платформе «Знай своего клиента» 

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru