Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Оценка риска ОД/ФТ технологий предоставления услуг

« Назад

Оценка риска ОД/ФТ технологий предоставления услуг  23.04.2020 19:47

С весны 2019 года некредитный финансовые организации, поднадзорные Банку России, обязаны в состав программы управления риском своих правил внутреннего контроля включать порядок оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию некредитной финансовой организацией технологиями предоставления услуг.

Порядок оценки риска технологий предоставления услуг – это комплекс мероприятий, направленных на присвоение уровня риска каждому этапу и параметру оказываемой организацией услуги. Если говорить простыми словами, то в ходе указанной работы организация должна пошагово разбить процесс оказания какой-либо своей услуги и каждому этапу присвоить, к примеру, высокий или низкий уровень риска ОД/ФТ, ориентируясь на установленные в ПВК критерии уровня риска. Итогом этой работы может стать выявление наиболее уязвимых этапов оказания своих услуг, на которых с наибольшей вероятностью может происходить отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.

Указанные выше мероприятия необходимо проводить в порядке, сроки и с периодичностью, закрепленной в правилах внутреннего контроля.

В апреле 2020 года мы столкнулись с субъективными рекомендациями некоторых проверяющих региональных отделений Банка России о том, что в программе управления риском необходима конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг. Т.е. в самом тексте правил внутреннего контроля, по мнению отдельно взятых представителей регулятора, организации якобы должны описывать технологические процессы оказания услуг и делать им оценку риска.

Между тем, считаем, что текст правил внутреннего контроля – не место для детализации технологий оказания услуг. И вот почему.

Жесткое закрепление в тексте ПВК параметров оказания какой-либо услуги организации может повлечь за собой:

1. Либо серьезное затормаживание процесса оценки риски, т.к. при каждом случае изменения какого-либо этапа или технологии оказания услуги, или при каждом пересмотре уровня риска в сторону повышения или понижения, необходимо будет делать корректировку правил внутреннего контроля (а для этого необходимо время на то, чтобы изменить ПВК по ПОД/ФТ, утвердить их у руководителя, провести по ним внеплановый инструктаж и т.д.);

2. Либо, наоборот, формальное выполнение оценки риска технологий оказания услуги по причине нежелания организаций что-либо менять в ПВК, ориентируясь на единожды закрепленные в ПВК детали оказания услуги, даже при наличии фактически иных выполняемых процедурах.

Так, например, в связи с распространением коронавируса в России, многие организации в апреле 2020 года стали отдавать приоритет дистанционному обслуживанию клиентов и оказания услуг, что внесло коррективы в технологии оказания отдельных услуг и соответственно в уровни риска. Рекомендованное отдельно взятыми сотрудниками Банка России закрепление в ПВК деталей оказания услуг в указанной ситуации повлекло бы за собой корректировку правил, причем в авральном режиме.

Полагаем, что указанную детализацию и конкретизацию по технологиям предоставления услуг делать, конечно, нужно. Но вместо, перечисления в ПВК деталей по технологиям предоставления услуг, делать это можно, например, путем составления ответственным сотрудником как на регулярной основе, так и в случае изменения технологий оказания услуг, внутренних документов (например, заключений), форма которых может быть определена в правилах внутреннего контроля. Письменные заключения должны содержать конкретизацию и детализацию по технологиям предоставления услуг и позволять сделать однозначный вывод о присвоенном уровне риска. Использование такого варианта работы с технологиями оказания услуг, который прописывается в тексте правил, на наш взгляд является более оптимальным и эффективным.

Кроме того, нормативные акты Банка России, предписывающие организациям делать оценку риска технологий предоставления услуг, устанавливают лишь то, что в ПВК должен содержаться только порядок оценки указанного риска, но не перечень технологий.

Недавно, один из наших читателей прислал нам фрагмент своих ПВК, в котором была прописана детализация оказания услуги по выдаче займов (ее этапы), но не было ни слова ни о порядке оценки их уровня риска, ни о сроках ее проведения, ни об используемых критериях. С одной стороны, складывалось первое впечатление о проработанности ПВК под конкретную организацию, но с другой стороны, отсутствие четкого прописанного порядка оценки технологий однозначно свидетельствовало о нарушении требований 445 Положения Банка России.

Поэтому полагаем, что правила внутреннего контроля должны содержать четкую и понятную последовательность действий по оценке уровня риска, связанного с используемыми и планируемыми к использованию организацией технологиями предоставления услуг, сроки и периодичность проведения таких мероприятий, указание на лиц, участвующих в оценке риске, используемые критерии и закрепление форм используемых документов. Конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг, а также проставленные им уровни риска, могут оформляться во внутренних документах, составляемых в ходе реализации ПВК. Требования о детализации технологий в тексте ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не могут носить нормативный характер, а могут быть лишь рекомендациями, основанными на мнении отдельно взятого проверяющего.

Павел Смыслов



Свежие новости
14.11.25

Банк России обновил перечень признаков переводов без добровольного согласия клиента

11.11.25

ЦБ рекомендовал банкам усилить контроль за операциями с картами, оформленными на подставных лиц

06.11.25

С 12 ноября 2025 года начнёт действовать новое Указание Банка России № 7126-У

01.11.25

1 ноября 2025 года исполнилось 24 года со дня образования Федеральной службы по финансовому мониторингу

31.10.25

Опубликованы новые приказы Росфинмониторинга, регламентирующие порядок доведения перечней иностранных государств до кредитных организаций

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru