Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Задача Росфинмониторинга не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон

« Назад

Задача Росфинмониторинга не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон  04.02.2019 13:40

Не так давно мы опубликовали статью «Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?», в которой привели статистику и показали читателям, что инспекции пробирного надзора не являются карательным органом и на ставят своей задачей найти нарушения в каждой проверенной организации, как это ошибочно считали некоторые представители ювелирной отрасли.

После этой публикации некоторые наши читатели заинтересовались данными о статистике проверок организаций и предпринимателей непосредственно Росфинмониторингом – уполномоченными органом в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (проверяет агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторов по приему платежей).

Ведомство статистику проведённых проверок не скрывает и открыто публикует эти данные на своем сайте в разделе «Деятельность» - подраздел «Надзорная деятельность».

Так, из опубликованной Росфинмониторингом статистики можно увидеть, что в результате проверочных мероприятий, проведенных ведомством в 1 полугодии 2018 года, в деятельности всех 100% проверенных субъектов были выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (для сравнения, в 1 полугодии 2017 года – 97%). В 97% из них были: возбуждены дела об административных правонарушениях (в 1 полугодии 2017 года – 96%), в 78% – наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года – 86%).

Таким образом, можно легко увидеть, что у каждой проверенной организации были выявленные какие-то нарушения. Может показаться, что Росфинмониторинг весьма жесткий и карательный орган. Изучив эту статистику, некоторые могут посчитать, что если штраф неизбежен, то нет никакого стимула исполнять нормы законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма: разрабатывать правила внутреннего контроля, проходить целевой инструктаж по ПОД/ФТ/ФРОМУ, проводить идентификацию клиентов, сдавать отчет в Росфинмониторинг и т.д. Между тем это совсем не так, и вот почему.

Для начала отметим, что для того, чтобы вообще попасть под проверку Росфинмониторинга – надо еще постараться. Высокую эффективность доказал используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, который определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения деятельности поднадзорных субъектов к определенному уровню риска (с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований).

proverka

Так, ведомство преимущественно проверяет те организации или предпринимателей, которые либо вообще не становятся на учет и не делают ничего, либо объективно допускают существенные нарушения в деятельности, например, не сдают сообщения в Росфинмониторинг, нарушают сроки предоставления отчетов, допускают некорректное заполнение отчетности, не используют личный кабинета на сайте Росфинмониторинга для работы с ведомственными перечнями и т.п.

Проверке подвергаются и те, кто игнорирует сервисы добровольного сотрудничества с Росфинмониторингом через личные кабинеты на портале ведомства, через которые ведомство получает обратную связь от субъектов об их законопослушности.

Напомним, что на протяжении вот уже достаточно длительного времени в личных кабинетах поднадзорных Росфинмониторингу субъектов на регулярной основе выставляются риск-оценки по выполнению требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Эти оценки позволяют им взглянуть на себя глазами надзорного органа и оценить, какие недостатки имеются в их работе по финмониторингу.

image15.02.2018-1

Наличие в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга низкого уровня риска («Зеленая ромашка») говорит о том, что организация или предприниматель качественно выполняет возложенные на него обязанности по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому претензии Росфинмониторинга к нему маловероятны. Наличие же высокого уровня риска («ромашка» с красными лепестками) свидетельствует о проблемах в исполнении норм антиотмывочного законодательства (например, организация или предприниматель вообще не направляет никакой отчетности в Росфинмониторинг) и грозит в итоге обернуться реальными проверочными мероприятиями со стороны Росфинмониторинга и многотысячными штрафами. Средний уровень риска («ромашка» с желтыми лепестками) говорит о том, что организация или предприниматель выполняет работу по ПОД/ФТ/ФРОМУ, но допускает какие-то нарушения (например, не вовремя сдает отчетность в Росфинмониторинг), что также грозит проверками и штрафами. Поэтому достичь низкого уровня риска («зеленая ромашка») – важная задача, стоящая перед агентствами недвижимости, лизинговыми и факторинговыми компаниями, операторами по приему платежей, поскольку ее наличие снижает риски реальных проверок со стороны Росфинмониторинга.

Таким образом, возвращаясь к статистике, опубликованной в самом начале нашей статьи, обратим внимание читателей на то, что во многих случаях она формируется из организаций и предпринимателей, у которых изначально имеются проблемы в соблюдении норм по ПОД/ФТ. Те же, кто исправно и своевременно выполняют возложенных 115 ФЗ обязанности, не формируют массив проверенных лиц и им не стоит волноваться, что их проверят и обязательно накажут.

Не стоит волноваться и тем, кто соблюдает закон, но все равно попадает под проверку, т.к. определенное количество проверок хоть и выявляет нарушения по ПОД/ФТ (а у кого их в принципе не бывает?), но заканчивается не наложением штрафа, а вынесением устных предупреждений.

«Наша задача не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон» - эту фразу автор настоящей статьи услышал от одного из сотрудников Росфминмониторинга, занимающегося проверками организаций и предпринимателей еще несколько лет назад. И действительно, после многих проверок, проводимых сотрудниками ведомства, даже те из организаций и предпринимателей, кто по их результатам получил штраф, остаются в какой-то степени довольными, т.к. сотрудники Росфинмониторинга, выявив нарушения, поясняют им, что было сделано не так, и как в дальнейшем это надо делать правильно. Проверки уполномоченного органа отличаются высоким уровнем компетентности и правовой грамотности сотрудников ведомства, справедливостью рассмотрения дела.

В нашей практике есть свидетельства даже того, как сотрудники Росфинмониторинга, выявив весьма грубые нарушения в деятельности организации, выносили ей предупреждение в то время, когда можно было бы запросто назначить немалый денежный штраф: представители ведомства видели деятельное раскаяние нарушителей и их стремление исправить ситуацию.

Так, например, несколько лет назад одно из региональных управлений Росфинмониторинга проверило деятельность предпринимательницы-риэлтора. Было установлено, что субъект проверки не делала вообще ничего по финмониторингу, а о существовании обязанностей в сфере ПОД/ФТ узнала только от проверяющих. За совокупность выявленных правонарушений предусматривался штраф в размере 50 000 – 100 000 рублей. Между тем, предприниматель жила в небольшом городе с населением всего 18 000 человек и имела существенные материальные трудности. Сотрудники Росфинмониторинга учли ее тяжелый финансовые обстоятельства, а также то, что предпринимательница искренне раскаивалась в содеянном и еще в ходе проверки стала исправлять нарушения, поэтому не стали налагать на нее штраф, а вынесли устное предупреждение.

И вышеуказанный случай – далеко не единственный нам известный, когда представители Росфинмониторинга проявили лояльность в вопросах назначения наказания.  По сути, ведомство прощает нарушителей в тех случаях, когда ими были приняты действенные меры по устранению коррупции и нарушений, а также их недопущению впредь.

Следует, однако, понимать, что такой справедливый и в какой-то степени гуманный подход Росфинмониторинга применяется в большинстве случаях на проверках к тем организациям и предпринимателям, которые действительно изо всех сил стараются работать в рамках ПОД/ФТ более или менее корректно. Тем же организациям и предпринимателем, кто принципиально ничего не хочет делать, кто считает Росфинмониторинг несерьезной организацией, которая заставляет вместо работы «выполнять функции ФСБ и ловить террористов» (весьма распространенный и ошибочный стереотип о своих обязанностях по ПОД/ФТ/ФРОМУ у некоторых категорий субъектов 115-ФЗ), ждать милостей от сотрудников ведомства не стоит – к ним могут быть применены денежные штрафы, а в ряде случаев даже назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Павел Смыслов



Свежие новости
22.04.19

Срок вступления в силу Указания Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлен с 15 июля 2019 года

21.04.19
Новое видео на нашем YOUTUBE канале: "Как заполнить отчет в Росфинмониторинг о проверке клиентов" для НФО по новой версии ФЭС 1.4
21.04.19
Ведомство отменило монополию Internet Explorer в качестве единственного браузера, предназначенного для отправки сообщений в Росфинмониторинг
16.04.19

"Выходя на проверку, мы знаем, что именно найдем. И не идем туда, где вероятность нарушений и, соответственно, необходимость принятия корректирующих мер минимальны". Статья начальника Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Д.С. Виташова.

11.04.19
Опубликовано информационное сообщение Минфина России от 10.04.2019 №ИС-аудит-29 "Об изменениях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru