« НазадЗадача Росфинмониторинга не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон 04.02.2019 13:40Не так давно мы опубликовали статью «Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?», в которой привели статистику и показали читателям, что инспекции пробирного надзора не являются карательным органом и на ставят своей задачей найти нарушения в каждой проверенной организации, как это ошибочно считали некоторые представители ювелирной отрасли. После этой публикации некоторые наши читатели заинтересовались данными о статистике проверок организаций и предпринимателей непосредственно Росфинмониторингом – уполномоченными органом в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (проверяет агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторов по приему платежей). Ведомство статистику проведённых проверок не скрывает и открыто публикует эти данные на своем сайте в разделе «Деятельность» - подраздел «Надзорная деятельность». Так, из опубликованной Росфинмониторингом статистики можно увидеть, что в результате проверочных мероприятий, проведенных ведомством в 1 полугодии 2018 года, в деятельности всех 100% проверенных субъектов были выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (для сравнения, в 1 полугодии 2017 года – 97%). В 97% из них были: возбуждены дела об административных правонарушениях (в 1 полугодии 2017 года – 96%), в 78% – наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года – 86%). Таким образом, можно легко увидеть, что у каждой проверенной организации были выявленные какие-то нарушения. Может показаться, что Росфинмониторинг весьма жесткий и карательный орган. Изучив эту статистику, некоторые могут посчитать, что если штраф неизбежен, то нет никакого стимула исполнять нормы законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма: разрабатывать правила внутреннего контроля, проходить целевой инструктаж по ПОД/ФТ/ФРОМУ, проводить идентификацию клиентов, сдавать отчет в Росфинмониторинг и т.д. Между тем это совсем не так, и вот почему. Для начала отметим, что для того, чтобы вообще попасть под проверку Росфинмониторинга – надо еще постараться. Высокую эффективность доказал используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, который определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения деятельности поднадзорных субъектов к определенному уровню риска (с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований). Так, ведомство преимущественно проверяет те организации или предпринимателей, которые либо вообще не становятся на учет и не делают ничего, либо объективно допускают существенные нарушения в деятельности, например, не сдают сообщения в Росфинмониторинг, нарушают сроки предоставления отчетов, допускают некорректное заполнение отчетности, не используют личный кабинета на сайте Росфинмониторинга для работы с ведомственными перечнями и т.п. Проверке подвергаются и те, кто игнорирует сервисы добровольного сотрудничества с Росфинмониторингом через личные кабинеты на портале ведомства, через которые ведомство получает обратную связь от субъектов об их законопослушности. Напомним, что на протяжении вот уже достаточно длительного времени в личных кабинетах поднадзорных Росфинмониторингу субъектов на регулярной основе выставляются риск-оценки по выполнению требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Эти оценки позволяют им взглянуть на себя глазами надзорного органа и оценить, какие недостатки имеются в их работе по финмониторингу. Наличие в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга низкого уровня риска («Зеленая ромашка») говорит о том, что организация или предприниматель качественно выполняет возложенные на него обязанности по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому претензии Росфинмониторинга к нему маловероятны. Наличие же высокого уровня риска («ромашка» с красными лепестками) свидетельствует о проблемах в исполнении норм антиотмывочного законодательства (например, организация или предприниматель вообще не направляет никакой отчетности в Росфинмониторинг) и грозит в итоге обернуться реальными проверочными мероприятиями со стороны Росфинмониторинга и многотысячными штрафами. Средний уровень риска («ромашка» с желтыми лепестками) говорит о том, что организация или предприниматель выполняет работу по ПОД/ФТ/ФРОМУ, но допускает какие-то нарушения (например, не вовремя сдает отчетность в Росфинмониторинг), что также грозит проверками и штрафами. Поэтому достичь низкого уровня риска («зеленая ромашка») – важная задача, стоящая перед агентствами недвижимости, лизинговыми и факторинговыми компаниями, операторами по приему платежей, поскольку ее наличие снижает риски реальных проверок со стороны Росфинмониторинга. Таким образом, возвращаясь к статистике, опубликованной в самом начале нашей статьи, обратим внимание читателей на то, что во многих случаях она формируется из организаций и предпринимателей, у которых изначально имеются проблемы в соблюдении норм по ПОД/ФТ. Те же, кто исправно и своевременно выполняют возложенных 115 ФЗ обязанности, не формируют массив проверенных лиц и им не стоит волноваться, что их проверят и обязательно накажут. Не стоит волноваться и тем, кто соблюдает закон, но все равно попадает под проверку, т.к. определенное количество проверок хоть и выявляет нарушения по ПОД/ФТ (а у кого их в принципе не бывает?), но заканчивается не наложением штрафа, а вынесением устных предупреждений. «Наша задача не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон» - эту фразу автор настоящей статьи услышал от одного из сотрудников Росфминмониторинга, занимающегося проверками организаций и предпринимателей еще несколько лет назад. И действительно, после многих проверок, проводимых сотрудниками ведомства, даже те из организаций и предпринимателей, кто по их результатам получил штраф, остаются в какой-то степени довольными, т.к. сотрудники Росфинмониторинга, выявив нарушения, поясняют им, что было сделано не так, и как в дальнейшем это надо делать правильно. Проверки уполномоченного органа отличаются высоким уровнем компетентности и правовой грамотности сотрудников ведомства, справедливостью рассмотрения дела. В нашей практике есть свидетельства даже того, как сотрудники Росфинмониторинга, выявив весьма грубые нарушения в деятельности организации, выносили ей предупреждение в то время, когда можно было бы запросто назначить немалый денежный штраф: представители ведомства видели деятельное раскаяние нарушителей и их стремление исправить ситуацию. Так, например, несколько лет назад одно из региональных управлений Росфинмониторинга проверило деятельность предпринимательницы-риэлтора. Было установлено, что субъект проверки не делала вообще ничего по финмониторингу, а о существовании обязанностей в сфере ПОД/ФТ узнала только от проверяющих. За совокупность выявленных правонарушений предусматривался штраф в размере 50 000 – 100 000 рублей. Между тем, предприниматель жила в небольшом городе с населением всего 18 000 человек и имела существенные материальные трудности. Сотрудники Росфинмониторинга учли ее тяжелый финансовые обстоятельства, а также то, что предпринимательница искренне раскаивалась в содеянном и еще в ходе проверки стала исправлять нарушения, поэтому не стали налагать на нее штраф, а вынесли устное предупреждение. И вышеуказанный случай – далеко не единственный нам известный, когда представители Росфинмониторинга проявили лояльность в вопросах назначения наказания. По сути, ведомство прощает нарушителей в тех случаях, когда ими были приняты действенные меры по устранению коррупции и нарушений, а также их недопущению впредь. Следует, однако, понимать, что такой справедливый и в какой-то степени гуманный подход Росфинмониторинга применяется в большинстве случаях на проверках к тем организациям и предпринимателям, которые действительно изо всех сил стараются работать в рамках ПОД/ФТ более или менее корректно. Тем же организациям и предпринимателем, кто принципиально ничего не хочет делать, кто считает Росфинмониторинг несерьезной организацией, которая заставляет вместо работы «выполнять функции ФСБ и ловить террористов» (весьма распространенный и ошибочный стереотип о своих обязанностях по ПОД/ФТ/ФРОМУ у некоторых категорий субъектов 115-ФЗ), ждать милостей от сотрудников ведомства не стоит – к ним могут быть применены денежные штрафы, а в ряде случаев даже назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Павел Смыслов |