В августе 2022 года Банк России составил предписание в адрес поднадзорной организации о корректировке правил внутреннего контроля якобы из-за того, что в программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и в иных разделах ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ с точки зрения регулятора не была закреплена периодичность проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента.
Организация прислала нам на изучение свои правила внутреннего контроля, в которых нами была обнаружена установленная периодичность проведения указанных мероприятий.
Поскольку Положением Банка России 445-П не установлена конкретная периодичность проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента, организация была вправе установить периодичность самостоятельно, закрепив ее в тексте ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ,
Так, правила внутреннего контроля организации содержат раздел, в котором изложен Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением организацией операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.
Исходя из содержания термина «периодичность», который определяется как повторяемость (цикличность) явления через определенные промежутки времени, организация закрепила в своих правилах внутреннего контроля определенные промежутки времени для проведения мероприятий по мониторингу риска клиента, по анализу риска клиента, по контролю за риском клиента, указав, что Ответственный сотрудник на постоянной основе и на всех этапах обслуживания клиентов проводит мероприятия по мониторингу риска клиента, по анализу риска клиента, по контролю за риском клиента.
Таким образом, установленной периодичностью проведения указанных мероприятий являются:
- постоянная основа;
- каждый этап обслуживания клиентов.
Установление постоянной периодичности для проведения мероприятий по мониторингу риска клиента, по анализу риска клиента, по контролю за риском клиента предполагает непрерывное по времени проведение Ответственным сотрудником указанных мероприятий. Постоянная основа – это периодическое, непрерывное и не прекращающееся во времени действие. Более того, постоянная основа - наиболее эффективная в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ периодичность, чем, например, периодичность, определенная в более продолжительных моментах времени.
Принцип проведения различных мероприятий с периодичностью на постоянной основе отражен и в нормативных актах РФ, в т.ч. и в нормативных актах уполномоченного в сфере ПОД/ФТ органа - Росфинмониторинга. Так, например, в Приложении №1 Приказа Росфинмониторинга от 19.12.2019 №360 «Об утверждении программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 2020 год» для многих мероприятий определена периодичность проведения - «на постоянной основе».
В дополнение к периодичности, установленной в виде постоянной основы, закрепление в ПВК периодичности проведения указанных мероприятий на каждом этапе обслуживания клиента предполагает их проведение также еще и в момент каждого этапа обслуживания клиента. Так, процесс обслуживания клиента в организации предполагает несколько длящихся по времени периодических этапов, таких как, например, заключение договора, выдача займа, погашение задолженности и оплата процентов и т.д. При чем поскольку у каждого клиента организации такие этапы являются индивидуальными (кто-то обслуживается всего один день, кто-то неделю, кто-то месяц и т.д.), конкретная периодичность мероприятия по мониторингу риска клиента, по анализу риска клиента, по контролю за риском клиента не может быть закреплена в виде какого-то универсального для каждого клиента периода, поэтому зависит именно от наступления конкретного этапа обслуживания клиентов. Статьей 190 ГК РФ установлено, что срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Каждый этап обслуживания клиента в организации – это событие, которое неизбежно наступает через определенный периодический промежуток времени.
Таким образом, в ПВК организации, на наш взгляд, была четко закреплена периодичность проведения мероприятий по мониторингу риска клиента, по анализу риска клиента, по контролю за риском клиента. Поэтому считаем, что нарушений при разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организацией допущено не было.
Впрочем, вполне себе допускаем, что проверяющие из надзорного органа просто не смогли найти в таком большом и сложном документе как ПВК искомого пункта с установленной периодичностью из-за невнимательности, а поэтому и вынесли спорное предписание.
Предписание Банка России - вещь серьезная: оно должно быть либо исполнено, либо обжаловано. Организация готовится внести корректировки в правила внутреннего контроля и на момент публикации настоящей статьи все еще ожидает комментарии надзорного органа на предмет того, какая иная периодичность, кроме постоянной, может устроить проверяющих.
Павел Смыслов
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.