Многие поднадзорные Банку России организации в 2019 году подверглись многочисленным проверкам из-за некорректной отправки отчетности о результатах проверки клиентов в Росфинмониторинг.
Претензии регулятора были справедливы, т.к. многие сдавали отчетность с искажениями: неверно указывали наименования своей же организации, реквизиты, адреса, количество клиентов и т.п.
Во многих случаях были составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены предписания об устранении нарушений и корректировке отчетности.
В непростую ситуацию попала организация одного из Северо-Западных регионов нашей страны. При отправке отчетности в Росфинмониторинг она неверно заполнила поле КПП НФО, сделав опечатку на одну цифру. Эта опечатка нашла также свое отражение в номере записи в ФЭС, который помимо года сообщения, ИНН организации и порядкового номера ФЭС включает в себя и значение КПП организации.
Банк России, выявив нарушение в заполнении КПП, предписал организации внести корректировку в отчет, а именно в значение КПП и в номер записи и направить скорректированные сведения в Росфинмониторинг.
За неисполнение предписания Банк России пригрозил поднадзорному субъекту штрафом, который, напомним, составляет до одного миллиона рублей.
Между тем предписание регулятора на практике носит характер невыполнимого в связи с тем, что уникальный идентификатор ФЭС присваивается при первичном представлении информации и не меняется при исправлении, корректировке или представлении сообщения об удалении информации. Это простое правило установлено самим же Банком России в Порядке составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
При попытке внести корректировку в номер записи ФЭС и его отправку через тип записи «3» личный кабинет Росфинмониторинга справедливо выдавал ошибку в том, что ранее такое ФЭС в качестве первичного не направлялось и не давал возможности отправить такое ФЭС.
Организация даже написала запрос в техподдержку Росфинмониторинга, которая подтвердила невозможность корректировки номера.
Организация обратила внимание представителя регулятора на эти нюансы, но он не захотел слушать никаких возражений, требуя корректировки номера ранее отправленного ФЭС. Проверяющего не устраивали варианты ни со сдачей ФЭС с верным номером, но в качестве первичного, ни с корректировкой только КПП, ни с прочими альтернативными решениями. Его доводы были крайне просты: «Предписание вынесено, отменить мы его просто так не можем, Вы обязаны его исполнить в установленный срок, иначе мы Вас оштрафуем». Никакие пояснения и доводы на него совершенно не действовали.
В итоге организация отправила в Росфинмониторинг корректировку только возможных для изменения полей, но без внесения исправлений в номер записи ФЭС, изложила все свои доводы на бумаге и отчет о выполнении предписания направила в надзор.
Не исключено, что дальнейшее развитие событий между Банком России и НФО продолжит свое продолжение уже в суде. Но мы все же надеемся, что представители регулятора не допустят этого, обратят свое внимание на эту ситуацию и все же снимут предписание с контроля.