Банк России распространил среди некредитных финансовых организаций письмо от 26.02.2019 г. №Т241-6-19/1445 (в разных регионах возможны иные реквизиты письма) «О применении подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ» в котором разъяснил организациям частоту сдачи информации в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов.
В этом письме Банк России наконец-то впервые высказался о частоте сдаче отчетности в Росфинмониторинг о проверке клиентов, чего ранее не делал.
Ведомство, подчеркнуло, что "направление в уполномоченный орган информации о результатах Проверок осуществляется с периодичностью, определенной в правилах внутреннего контроля (например, один раз в три месяца, один раз в месяц), но в пределах сроков, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ".
Казалось бы, решены все спорные вопросы о частоте подаче информации в Росфинмониторинг. Однако, внимательный читатель письма Банка России не может не обратить внимание на очень тонкую, но важную деталь: регулятор почему-то разграничил понятия «проверки» и «сверки» клиентов.
Понятие "Проверки" было раскрыто ЦБ в упомянутом письме - это "проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ". Однако ведомство почему-то употребило в ряде случаев по тексту и понятие "сверки", которое не упоминается в действующем законодательстве по ПОД/ФТ.
Так, ведомство в письме резюмирует, что «информирование уполномоченного органа о результатах каждой сверки клиентов с очередной новой редакцией перечней представляется нецелесообразным». При этом, он почему-то употребляет понятие «сверки» клиентов вместо понятия «проверки». Т.е. о сверке НФО не должны информировать. А о каждой проверке? Прямого ответа на этот вопрос, к сожалению, в письме Банка России мы не нашли.
Сверку клиентов Банк России в своем письме употребляет и в контексте того, что «актуальную редакцию перечней Росфинмониторинга следует использовать для своевременного исполнения обязанности по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц - фигурантов перечней путем проведения сверки клиентов с лицами из перечней».
Конечно, могут найтись читатели, которые усомнятся в принципиальной разнице между проверками и сверками клиентов и могут подумать об их тождественности. Однако, проблема, которую мы сегодня рассмотрим, реально существует вот уже несколько лет. О ней мы заговорили еще в 2018 году, когда столкнулись с административными делами, возбужденными Банком России, за неинформирование организациями Росфинмониторинга о еженедельных проверках клиентов по новым перечням финансовой разведки.
25 января 2019 года мы написали материал о том, что 23 марта 2019 года отчеты в Росфинмониторинг будут сдаваться еженедельно. В этом материале мы подчеркнули, что представители надзора рекомендовали еженедельные и регулярные «проверки» называть «сверками», что, по их мнению, тогда не порождало бы обязанности направлять сведения в Росфинмониторинг чуть ли не каждую неделю.
Также и на страницах журнала вопросы Кредитной кооперации в февраля 2019 года мы поднимали эту проблему, в которой отметили, что отдельные представители регулятора рекомендуют еженедельные и регулярные «проверки» клиентов называть в документах «сверками», что, по их мнению, тогда не порождает обязанности направлять сведения об их результатах в Росфинмониторинг, т.к. законом установлено, что отчет подается только по итогам «проверки», а про «сверку» в нем ничего не сказано. По их мнению, если еженедельная проверка клиентов проведена и документально зафиксирована актом или отчетом, то по ее итогам не позднее трех рабочих дней должен быть направлен отчет в Росфинмониторинг, т.к. в законе установлены крайние пределы проведения проверок (не реже одного раза в три месяца), за которые выходить нельзя.
Мы посоветовали читателям называть еженедельные проверки клиентов по новому перечню Росфинмониторинга «сверками» и фиксировать их в актах сверки – это, по нашему мнению, не порождало бы обязанности сдавать о них отчет в Росфинмониторинг (наше мнение теперь подкреплено письмом Банка России).
При этом необходимо не реже одного раза в три месяца (например, один раз в три месяца, один раз в два месяца, один раз в месяц) проводить комплексную проверку клиентов, оформлять ее актом проверки и сообщать в Росфинмониторинг.
Таким образом, регулятор в своем информационном письме сделал акценты как на проведение проверок, так и на проведение сверок, понятие которых нормами 115-ФЗ не закреплены, проблему которых мы и поднимали в последнее время по просьбам как наших читателей, так и лиц, привлеченных к административной ответственности за несдачу отчетности в Росфинмониторинг по каждой («еженедельной») проверке клиентов.
Поэтому, полагаем, что для того, чтобы уйти от вопроса о необходимости подачи в Росфинмониторинг отчета о каждой проведенной проверке клиентов, достаточно еженедельные проверки называть сверками. При этом нужно не реже одного раза в три месяца проводить проверку клиентов и информировать о ней Росфинмониторинг.
PS. Ранее мы уже направляли запрос в Банк России, в котором ставили перед ним вышеуказанную проблему и просили разъяснить нам правовые различия между проверками и сверками клиентов, однако официального ответа на запрос пока так и не получили, хотя и услышали позицию регулятора на поставленные нами вопросы из разобранного выше материала.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.