Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

Так проверка или сверка?

« Назад

Так проверка или сверка? 26.02.2019 22:49

Банк России распространил среди некредитных финансовых организаций письмо от 26.02.2019 г. №Т241-6-19/1445 (в разных регионах возможны иные реквизиты письма) «О применении подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ» в котором разъяснил организациям частоту сдачи информации в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов.

В этом письме Банк России наконец-то впервые высказался о частоте сдаче отчетности в Росфинмониторинг о проверке клиентов, чего ранее не делал.

Ведомство, подчеркнуло, что "направление в уполномоченный орган информации о результатах Проверок осуществляется с периодичностью, определенной в правилах внутреннего контроля (например, один раз в три месяца, один раз в месяц), но в пределах сроков, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ".

Казалось бы, решены все спорные вопросы о частоте подаче информации в Росфинмониторинг. Однако, внимательный читатель письма Банка России не может не обратить внимание на очень тонкую, но важную деталь: регулятор почему-то разграничил понятия «проверки» и «сверки» клиентов.

Понятие "Проверки" было раскрыто ЦБ в упомянутом письме - это "проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ". Однако ведомство почему-то употребило в ряде случаев по тексту и понятие "сверки", которое не упоминается в действующем законодательстве по ПОД/ФТ.

Так, ведомство в письме резюмирует, что «информирование уполномоченного органа о результатах каждой сверки клиентов с очередной новой редакцией перечней представляется нецелесообразным». При этом, он почему-то употребляет понятие «сверки» клиентов вместо понятия «проверки». Т.е. о сверке НФО не должны информировать. А о каждой проверке? Прямого ответа на этот вопрос, к сожалению, в письме Банка России мы не нашли.

Сверку клиентов Банк России в своем письме употребляет и в контексте того, что «актуальную редакцию перечней Росфинмониторинга следует использовать для своевременного исполнения обязанности по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц - фигурантов перечней путем проведения сверки клиентов с лицами из перечней».

Конечно, могут найтись читатели, которые усомнятся в принципиальной разнице между проверками и сверками клиентов и могут подумать об их тождественности. Однако, проблема, которую мы сегодня рассмотрим,  реально существует вот уже несколько лет. О ней мы заговорили еще в 2018 году, когда столкнулись с административными делами, возбужденными Банком России, за неинформирование организациями Росфинмониторинга о еженедельных проверках клиентов по новым перечням финансовой разведки.

25 января 2019 года мы написали материал о том, что 23 марта 2019 года отчеты в Росфинмониторинг будут сдаваться еженедельно. В этом материале мы подчеркнули, что представители надзора рекомендовали еженедельные и регулярные «проверки» называть «сверками», что, по их мнению, тогда не порождало бы обязанности направлять сведения в Росфинмониторинг чуть ли не каждую неделю.

Также и на страницах журнала вопросы Кредитной кооперации в февраля 2019 года мы поднимали эту проблему, в которой отметили, что отдельные представители регулятора рекомендуют еженедельные и регулярные «проверки» клиентов называть в документах «сверками», что, по их мнению, тогда не порождает обязанности направлять сведения об их результатах в Росфинмониторинг, т.к. законом установлено, что отчет подается только по итогам «проверки», а про «сверку» в нем ничего не сказано. По их мнению, если еженедельная проверка клиентов проведена и документально зафиксирована актом или отчетом, то по ее итогам не позднее трех рабочих дней должен быть направлен отчет в Росфинмониторинг, т.к. в законе установлены крайние пределы проведения проверок (не реже одного раза в три месяца), за которые выходить нельзя.

Мы посоветовали читателям называть еженедельные проверки клиентов по новому перечню Росфинмониторинга «сверками» и фиксировать их в актах сверки – это, по нашему мнению, не порождало бы обязанности сдавать о них отчет в Росфинмониторинг (наше мнение теперь подкреплено письмом Банка России).

При этом необходимо не реже одного раза в три месяца (например, один раз в три месяца, один раз в два месяца, один раз в месяц) проводить комплексную проверку клиентов, оформлять ее актом проверки и сообщать в Росфинмониторинг.

Таким образом, регулятор в своем информационном письме сделал акценты как на проведение проверок, так и на проведение сверок, понятие которых нормами 115-ФЗ не закреплены, проблему которых мы и поднимали в последнее время по просьбам как наших читателей, так и лиц, привлеченных к административной ответственности за несдачу отчетности в Росфинмониторинг по каждой («еженедельной») проверке клиентов.

Поэтому, полагаем, что для того, чтобы уйти от вопроса о необходимости подачи в Росфинмониторинг отчета о каждой проведенной проверке клиентов, достаточно еженедельные проверки называть сверками. При этом нужно не реже одного раза в три месяца проводить проверку клиентов и информировать о ней Росфинмониторинг.

PS. Ранее мы уже направляли запрос в Банк России, в котором ставили перед ним вышеуказанную проблему и просили разъяснить нам правовые различия между проверками и сверками клиентов, однако официального ответа на запрос пока так и не получили, хотя и услышали позицию регулятора на поставленные нами вопросы из разобранного выше материала.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Свежие новости
07.05.25

Банк России опубликовал проект нормативного акта в сфере ПОД/ФТ для операторов по приему платежей

24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru