Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

"Недостатки" в ПВК, которым можно возразить

« Назад

"Недостатки" в ПВК, которым можно возразить  15.09.2021 00:56

Ранее мы уже поднимали тему того, чем отличаются недостатки от нарушений в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Недостаток и нарушение в русском языке являются синонимами, однако с точки зрения проверки правил внутреннего контроля эти понятия серьезно отличаются друг от друга своими правовыми последствиями для проверенной организации.

Мы писали, что зачастую, под недостатками в правилах внутреннего контроля проверяющие понимают даже свои внутренние субъективные суждения в отношении того, как должен быть изложен тот или иной фрагмент правил внутреннего контроля.

Многие некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России, регулярно сталкиваются с проверками правил внутреннего контроля, по итогам которых получают письма рекомендательного характера, озаглавленные как письма «О выявленных недостатках в ПВК».

Наши читатели регулярно делятся с нами информацией о проверках ПВК, в результате чего к нам попадают различные письма Банка России с вышеуказанной информацией рекомендательного характера.

Такие письма мы каждый раз внимательно изучаем и анализируем. Нередко бывает так, что с отдельными недостатками, фиксируемыми представителями регулятора можно и нужно соглашаться, а с отдельными – можно было бы поспорить.

Сегодня мы решили привести два примера выявленных недостатков в правилах внутреннего контроля, утвержденных одной организацией в июле 2021 года и проверенных в августе 2021 года сотрудниками Южного главного управления ЦБ РФ, на которые можно было бы аргументировано возразить.

1. «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ содержит формулировку «на портале уполномоченного органа». Рекомендуем данную формулировку заменить фразой «на официальном сайте уполномоченного органа».

Между тем, в нормативных актах, многочисленных официальных письмах и источниках в сфере ПОД/ФТ широко распространено употребление формулировки именно «портал Росфинмониторинга», а не «официальный сайт уполномоченного органа».

Так, например, в Письме Банка России от 27.12.2018 №12-3-5/10572 «О направлении информации в Росфинмониторинг»: содержится рекомендация до вступления в силу правил составления и представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в случае выявления среди клиентов лиц, включенных в Перечень об информировании Росфинмониторинг путем размещения информации о фигурантах Перечня, а также о принятых в отношении них мерах в личном кабинете на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 №59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» содержит рекомендацию об отправке отдельной информации в электронной форме через Личный кабинет субъекта первичного финансового мониторинга на портале Росфинмониторинга (раздел – «Риски ОД/ФТ»/»Исходящие»).

А в Постановлении Правительства РФ от 22.03.2018 №315 содержится положение о том, что электронные сообщения направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу через личный кабинет организаций на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок подключения организации к личному кабинету организации на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Таким образом, употребление формулировки «портал Росфинмониторинга» является верным и нормативно корректным.

2. «Форма Акта проверок, изложенная в Программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки, а также в приложении к ПВК, не фиксирует информацию о количестве клиентов организаций и физических лиц в проверяемом периоде».

В указанных выше рекомендациях речь шла об акте проверок клиентов, который составляется по итогам проверки клиентов по перечням Росфинмониторинга, проводимой не реже одного раза в три месяца, информация о которой направляется в Росфинмониторинг.

Между тем, изменения в порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (утв. Банком России), которые применяются с 1 июля 2021 года упразднил в составе ФЭС о проверке клиентов такие показатели, как:

- Общее количество клиентов – организаций и физических лиц;

- Количество клиентов – организаций;

- Количество клиентов – физических лиц.

По этой причине за ненадобностью аналогичные поля в акте проверке, приложенном к ПВК, были упразднены еще в июле 2021 года, а форма акта проверок была приведена в соответствии с обновленным порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, рекомендация сотрудника ЦБ о включении в акт проверки информации о количестве проверенных клиентов была уже неактуальной и несвоевременной.

Напомним, что из-за выявленных недостатков в тексте правил организацию оштрафовать не могут, ей предлагают эти недостатки учесть в дальнейшей работе над текстом правил внутреннего контроля. Зачастую устранение недостатков носит рекомендательный характер, который не обязателен к исполнению. Как видно из приведенных выше примеров некоторые недостатки бывают весьма субъективны. Поэтому принимать решения об устранении недостатков в правилах внутреннего контроля нужно всегда взвешенно и обдуманно.

Павел Смыслов



Свежие новости
11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

06.04.25

Банк России опубликовал рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев клиентов и публичных должностных лиц

05.04.25

Продлен период неприменения Банком России мер в отношении кредитных организаций за допущенные ими нарушения в части представления в Росфинмониторинг информации в форме расширенной выписки

05.04.25

Информационное сообщение Росфинмониторинга о повышении внимания организаций – участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru