Новости законодательства и события в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ (18+) (свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67962 от 13.12.2016)
Подписаться на новости

"Недостатки" в ПВК, которым можно возразить

« Назад

"Недостатки" в ПВК, которым можно возразить  15.09.2021 00:56

Ранее мы уже поднимали тему того, чем отличаются недостатки от нарушений в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Недостаток и нарушение в русском языке являются синонимами, однако с точки зрения проверки правил внутреннего контроля эти понятия серьезно отличаются друг от друга своими правовыми последствиями для проверенной организации.

Мы писали, что зачастую, под недостатками в правилах внутреннего контроля проверяющие понимают даже свои внутренние субъективные суждения в отношении того, как должен быть изложен тот или иной фрагмент правил внутреннего контроля.

Многие некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России, регулярно сталкиваются с проверками правил внутреннего контроля, по итогам которых получают письма рекомендательного характера, озаглавленные как письма «О выявленных недостатках в ПВК».

Наши читатели регулярно делятся с нами информацией о проверках ПВК, в результате чего к нам попадают различные письма Банка России с вышеуказанной информацией рекомендательного характера.

Такие письма мы каждый раз внимательно изучаем и анализируем. Нередко бывает так, что с отдельными недостатками, фиксируемыми представителями регулятора можно и нужно соглашаться, а с отдельными – можно было бы поспорить.

Сегодня мы решили привести два примера выявленных недостатков в правилах внутреннего контроля, утвержденных одной организацией в июле 2021 года и проверенных в августе 2021 года сотрудниками Южного главного управления ЦБ РФ, на которые можно было бы аргументировано возразить.

1. «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ содержит формулировку «на портале уполномоченного органа». Рекомендуем данную формулировку заменить фразой «на официальном сайте уполномоченного органа».

Между тем, в нормативных актах, многочисленных официальных письмах и источниках в сфере ПОД/ФТ широко распространено употребление формулировки именно «портал Росфинмониторинга», а не «официальный сайт уполномоченного органа».

Так, например, в Письме Банка России от 27.12.2018 №12-3-5/10572 «О направлении информации в Росфинмониторинг»: содержится рекомендация до вступления в силу правил составления и представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в случае выявления среди клиентов лиц, включенных в Перечень об информировании Росфинмониторинг путем размещения информации о фигурантах Перечня, а также о принятых в отношении них мерах в личном кабинете на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 №59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» содержит рекомендацию об отправке отдельной информации в электронной форме через Личный кабинет субъекта первичного финансового мониторинга на портале Росфинмониторинга (раздел – «Риски ОД/ФТ»/»Исходящие»).

А в Постановлении Правительства РФ от 22.03.2018 №315 содержится положение о том, что электронные сообщения направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу через личный кабинет организаций на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок подключения организации к личному кабинету организации на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Таким образом, употребление формулировки «портал Росфинмониторинга» является верным и нормативно корректным.

2. «Форма Акта проверок, изложенная в Программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки, а также в приложении к ПВК, не фиксирует информацию о количестве клиентов организаций и физических лиц в проверяемом периоде».

В указанных выше рекомендациях речь шла об акте проверок клиентов, который составляется по итогам проверки клиентов по перечням Росфинмониторинга, проводимой не реже одного раза в три месяца, информация о которой направляется в Росфинмониторинг.

Между тем, изменения в порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (утв. Банком России), которые применяются с 1 июля 2021 года упразднил в составе ФЭС о проверке клиентов такие показатели, как:

- Общее количество клиентов – организаций и физических лиц;

- Количество клиентов – организаций;

- Количество клиентов – физических лиц.

По этой причине за ненадобностью аналогичные поля в акте проверке, приложенном к ПВК, были упразднены еще в июле 2021 года, а форма акта проверок была приведена в соответствии с обновленным порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, рекомендация сотрудника ЦБ о включении в акт проверки информации о количестве проверенных клиентов была уже неактуальной и несвоевременной.

Напомним, что из-за выявленных недостатков в тексте правил организацию оштрафовать не могут, ей предлагают эти недостатки учесть в дальнейшей работе над текстом правил внутреннего контроля. Зачастую устранение недостатков носит рекомендательный характер, который не обязателен к исполнению. Как видно из приведенных выше примеров некоторые недостатки бывают весьма субъективны. Поэтому принимать решения об устранении недостатков в правилах внутреннего контроля нужно всегда взвешенно и обдуманно.

Павел Смыслов



Свежие новости
07.05.25

Банк России опубликовал проект нормативного акта в сфере ПОД/ФТ для операторов по приему платежей

24.04.25

Изменен состав операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций

24.04.25

Операции по получению денежных средств специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выведены из состава операций, подлежащих обязательному контролю

11.04.25

Росфинмониторингом подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. №175»

08.04.25

18 апреля вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №67-ФЗ

Хотите получать регулярную рассылку Вестника?
Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru