« НазадО чем говорит статистика проверок Росфинмониторинга 25.05.2025 23:42Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) подвела итоги своей контрольной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) за 2024 год. Опубликованные ведомством данные показывают, что служба продолжает следовать риск-ориентированному подходу: из около 12 600 подконтрольных субъектов, состоящих на учёте (имеющиеся у нас сведения за 2023 год) было проведено чуть более 60 проверок, по результатам которых выявлено свыше 300 нарушений. Таким образом, в 2024 году вероятность проверки для отдельного субъекта составила порядка 0,47%, однако при столь низкой частоте надзора обнаружено значительное число нарушений. В сегодняшней статье рассматриваются ключевые показатели надзорной деятельности Росфинмониторинга, анализируется эффективность риск-ориентированного отбора и предлагаются рекомендации подконтрольным субъектам по снижению риска попасть под проверку. Масштаб надзора: тысячи субъектов и десятки проверок Росфинмониторинг осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства о ПОД/ФТ тысячами организаций и индивидуальных предпринимателей. По официальным данным на конец 2023 год, на учёте в службе состояло около 12 600 таких субъектов. При этом в 2024 году Росфинмониторинг провёл более 60 плановых и внеплановых проверок, что затронуло лишь малую долю от общего числа подконтрольных субъектов (менее 0,5%). Для наглядности можно рассчитать и представить долю проверенных организаций. Если из примерно 12,6 тысячи субъектов проверке подверглись около 60, это составляет примерно 0,48%. Иными словами, 99,5% субъектов не были охвачены проверками в течение года: меньше чем один из 200 субъектов подвергся проверке. Такая низкая частота связана как с ограниченными ресурсами для тотального контроля, так и с целенаправленным подходом регулятора, ориентированным на качество проверок, а не их количество. Это согласуется с политикой Росфинмониторинга снижать нагрузку на добросовестных субъектах 115-ФЗ и сконцентрироваться на участниках с повышенным риском. Риск-ориентированный подход и эффективность проверок Росфинмониторинг применял риск-ориентированный подход при планировании и проведении надзорных мероприятий. В 2024 году служба продолжила реализацию этой концепции, сосредоточив усилия на участниках, представляющих повышенный или высокий уровень риска. Такой подход позволил провести ограниченное число целевых проверок, но существенно повысить их результативность. Согласно обзору правоприменительной практики Росфинмониторинга, проведено более 60 проверок, по результатам которых выявлено свыше 300 нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ. Иными словами, практически каждая проверка обнаружила нарушения (в среднем около 5 нарушений на одну проверку). Высокая эффективность выборочных инспекций подтверждает правильность риск-ориентированного отбора: Росфинмониторинг целенаправленно инспектирует те организации, у которых вероятность нарушений наиболее высока. При столь адресном надзоре достигается двойной эффект: снижена административная нагрузка на подавляющее большинство добросовестных субъектов, и одновременно обеспечено выявление серьезных нарушений там, где риск их возникновения максимален. Стоит отметить, что наряду с административными мерами Росфинмониторинг в 2024 году уделял особое внимание профилактике правонарушений. С помощью функционала личного кабинета на сайте службы практически 100% подконтрольных лиц были охвачены профилактическими мероприятиями: рассылками напоминаний о сроках отчетности, индикаторами риска, методическими рекомендациями и уведомлениями об изменениях в законодательстве. Такой профилактический акцент способствует тому, что подавляющее большинство (более 86%) субъектов остаются в зоне низкого риска. Тем не менее, для оставшихся отдельных участников, игнорирующих требования, риск столкнуться с проверкой и санкциями остается высоким. В 2025 году служба планирует сохранить этот подход, сосредоточив надзорные ресурсы на наиболее рискованных участниках финансовой системы. Анализ выявленных нарушений показывает, в каких областях организации наиболее часто не соблюдают требования законодательства о ПОД/ФТ. По данным Росфинмониторинга, более 300 нарушений, обнаруженных в 2024 году в ходе проверок, касались преимущественно следующих обязательных требований: - Внутренний контроль. Отсутствие должной организации внутреннего контроля по ПОД/ФТ, включая непринятие мер по постановке компании на учёт в Росфинмониторинге. Иными словами, некоторые организации либо не зарегистрировались в установленном порядке в качестве субъекта ПОД/ФТ, либо не наладили необходимые процедуры внутреннего контроля за операциями. - Несоблюдение требований по идентификации. Проверенные субъекты либо не выполняли надлежащим образом проверки клиентов, либо нарушали порядок обновления сведений о клиентах и бенефициарах, как того требует законодательство. - Проверка по перечням Росфинмониторинга и сообщения о проверках. Отсутствие проверок клиентов по официальным перечням лиц, связанных с экстремизмом/терроризмом, а также неисполнение обязанности по сообщению о результатах проверки в Росфинмониторинг. - Отчетность о операциях. Нарушения порядка и сроков направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Организации несвоевременно или не полностью сообщали об операциях обязательного контроля и подозрительных операциях (например, о сделках свыше установленных пороговых сумм), что препятствует надлежащему мониторингу со стороны ведомства. - Квалификация и обучение персонала по ПОД/ФТ. В ходе проверок выявлялось несоответствие кадров квалификационным требованиям и непроведение необходимого обучения сотрудников. Подобные нарушения свидетельствуют о том, что в ряде организаций ответственные за ПОД/ФТ лица не имеют требуемой подготовки или компания не обеспечивает им регулярное обучение по обновлениям законодательства. - Правила внутреннего контроля. Неисполнение обязанности по разработке и актуализации правил внутреннего контроля. Отсутствие утвержденных правил или несоответствие их требованиям закона означает, что в организации нет основы для реализации программ ПОД/ФТ. По итогам проверок 2024 года к ответственности были привлечены как организации, так и их руководители (включая индивидуальных предпринимателей): к нарушителям применялись штрафы, дисквалификации должностных лиц и приостановление деятельности. Это подчёркивает серьезность последствий для субъектов, систематически не выполняющих требования 115-ФЗ. Как снизить вероятность проверки: рекомендации Учитывая риск-ориентированный подход Росфинмониторинга, снизить вероятность оказаться в числе проверяемых можно прежде всего за счёт укрепления собственной системы ПОД/ФТ и снижения уровня риска организации. Ниже представлены практические рекомендации для поднадзорных субъектов, которые помогут как избежать повышенного внимания Росфинмонторинга, так и в целом повысить уровень ПОД/ФТ: - Надлежащая организация внутреннего контроля. Убедитесь, что ваша организация поставлена на учёт в Росфинмониторинге и имеет полноценную систему внутреннего контроля по ПОД/ФТ. Назначьте ответственного сотрудника за ПОД/ФТ, разработайте правила внутреннего контроля, охватывающие все требуемые процедуры, и регулярно обновляйте эти правила с учётом изменений законодательства. - Соблюдение процедур идентификации и проверок по перечням Росфинмониторинга. Строго выполняйте требования по идентификации клиентов: собирайте и актуализируйте необходимые сведения о клиентах, бенефициарах, представителях и выгодоприобретателях. Встроите в процессы обязательную проверку клиентов по перечням Росфинмониторинга. При любом совпадении незамедлительно выполняйте требования по замораживанию (блокированию) средств/имущества и информируйте Росфинмониторинг. - Качественная и своевременная отчётность. Налаживайте сбор данных об операциях, подлежащих обязательному контролю (согласно пороговым значениям, установленным 115-ФЗ). Обеспечьте своевременное направление сообщений в Росфинмониторинг об этих операциях в установленном формате. Проведите аудит своих процессов отчетности, чтобы убедиться в отсутствии пропущенных или просроченных сообщений. - Обучение и квалификация персонала. Руководитель, ответственный за соблюдение 115-ФЗ сотрудник и иные установленные лица должны проходить регулярное обучение, следить за изменениями в сфере ПОД/ФТ. Убедитесь, что квалификация ответственных лиц соответствует предъявляемым требованиям. - Оценка рисков ОД/ФТ. Проводите внутреннюю оценку рисков отмывания денег и финансирования терроризма, присущих вашей деятельности. Если ваша организация выявляет повышенные риски ОД/ФТ, разработайте дополнительные меры контроля для их снижения. Используйте рекомендации Росфинмониторинга и методические материалы, публикуемые им, для совершенствования своей системы ПОД/ФТ. - Активное взаимодействие с Росфинмониторингом через личный кабинет на его сайте. Своевременно скачивайте перечни Росфинмониторинга, просматривайте входящие сообщения, участвуйте в сервисах "добровольного сотрудничества". Такая работа не только снизит вероятность совершения Вами нарушений, но и покажет регулятору вашу работу по исполнению норм ПОД/ФТ, что положительно скажется на оценке риска вашей организации. Следование указанным рекомендациям позволит организациям минимизировать риск попадания в перечень объектов для проверок Росфинмониторинга. В условиях, когда ведомство проверяет лишь доли процента от всех субъектов, первоочередное внимание уделяется тем, кто выглядит наиболее рискованно с точки зрения соблюдения законодательства. Соответственно, поддерживая высокий уровень внутреннего контроля и правовой культуры, субъекты смогут остаться в категории низкорискованных. Это не только уменьшит вероятность визита проверяющих, но и защитит компанию от штрафов и репутационных потерь. Регулярный самоконтроль по ПОД/ФТ и взаимодействие с Росфинмониторингом станут лучшей стратегией для любого обязанного субъекта, стремящегося избежать проблем с надзором и внести вклад в общую эффективность национальной системы ПОД/ФТ. Выводы. Итоги 2024 года продемонстрировали успешность риск-ориентированного надзора Росфинмониторинга. При минимально необходимом числе проверок были выявлены многочисленные и существенные нарушения, что подтвердило обоснованность фокусировки усилий на проблемных участниках. Для подавляющего большинства добропорядочных субъектов вероятность столкнуться с проверкой осталась крайне низкой. Однако тем, кто игнорирует базовые требования (от постановки на учёт до отчётности), не стоит рассчитывать на отсутствие внимания – напротив, они в первую очередь попадают в поле зрения регулятора. В сложившихся условиях лучшей стратегией для поднадзорных организаций является активное соблюдение всех норм ПОД/ФТ и постоянное снижение индикатора уровня риска. Это залог того, что Росфинмониторинг будет воспринимать вашу организацию как надёжного субъекта в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а не как объект для надзорных санкций. Павел Смыслов
|