Что расскажут по 115-ФЗ о себе публичные должностные лица и их родственники?
У организаций и предпринимателей, на которых распространяются нормы Федерального закона №115-ФЗ, есть обязанности выявлять среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
В 2017 году и Росфинмониторинг, и Банк России давали поднадзорным им субъектам рекомендации по выявлению публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников.
Многие организации и предприниматели готовы соблюдать и требования 115-ФЗ и выполнять рекомендации регулирующих органов, если бы не одно НО, с которым они почти повсеместно сталкиваются на практике: публичные должностные лица наотрез отказываются раскрывать свои персональные данные.
Так, например, один ювелирный магазин сетовал нам на следующую ситуацию: «К нам пришла очень известная и популярная государственная Личность – Ф.И.О. которой знают многие граждане нашей страны. На наше требование показать паспорт, Личность ответила нам отказом, однако предложила записать данные с ее слов. Мы пошли на встречу, однако Личность сказала, что ее зовут «Иванов Иван Иваныч», и продиктовала вымышленные сведения».
Другая ситуация, но уже в агентстве недвижимости, которое также сетовало нам: «Пришла известная и публичная Личность со своей супругой. Квартиру оформляли на супругу. Однако супруга, услышав про идентификацию, пояснила, что она не является родственницей ПДЛ, а сама Личность при этом порекомендовала нам «забыть», что к нам приходила, и сделать вид, что мы не в курсе об их родственных связях».
А вот что пишет нам на форуме по ПОД/ФТ в социальных сетях ответственный сотрудник профучастника рынка ценных бумаг: «Я являюсь ответственным сотрудником. Ранее в банке (13 лет) сейчас в некредитной финансовой организации (профучастники рынка ценных бумаг, регистраторская деятельность). У меня большая проблема по выявлению ПДЛ. У нас таких много!!! Особенно РПДЛ!!!! Знаем, кто такие ПДЛ!! Но что делать??? Они у нас не как физические лица, а как единоличный исполнительный орган! Проблема в том, что они отказываются предоставлять информацию о себе!».
И таких историй и вопросов мы знаем много.
Формально, если Личности отказываются раскрыть свои данные, организации и предприниматели имеют право отказать им в обслуживании, однако, из экономических соображений, чтобы не потерять клиента (а иногда и под натиском ПЛД), обслуживают их. В итоге происходят нарушение порядка идентификации, что грозит организациям и предпринимателям многотысячным штрафом со стороны надзора.
Странная и неоднозначная ситуация: некоторые публичные должностные лица, казалось бы, своим примером должны показывать пример законопослушности, не хотят выполнять элементарные требования 115-ФЗ. Хотя, конечно, по человечески, мы понимаем и разделяем их опасения: они боятся предать огласке свои адреса, паспортные данные и прочие личные сведения, на то они и публичные лица.
Именно по этим причинам выполнение рекомендаций Росфинмониторинга и Банка России по выявлению ПДЛ и их родственников организациями и предпринимателями зачастую лишь анонсируется и в действительности почти не реализуется.
Павел Смыслов
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.