С марта 2018 года в антиомывочном законодательстве РФ заработал механизм «реабилитации» добросовестных клиентов организаций, которым кредитные и некредитные финансовые организации неправомерно отказали в открытии счета или проведении операции по основаниям Федерального закона №115 от 07.08.2001 г. В законе была закреплена двухуровневая система обжалования клиентами решений по отказам – на уровне самой организации, отказавшей клиенту, и Межведомственной комиссии при Банке России, решения которой обязательны к исполнению.
По мнению Банка России, которое мы полностью разделяем, данный механизм работает эффективно, т.к. по большинству обращений по реабилитации вопросы решаются на уровне самих банков.
Так, по информации Банка России, по состоянию на середину сентября кредитные организации самостоятельно реабилитировали более 6,4 тыс. клиентов. В межведомственную комиссию за время ее работы поступило 155 обращений по вопросам реабилитации, из них по 118 жалобе было отказано в рассмотрении в связи с тем, что не был пройден первый уровень реабилитации, то есть клиенты не обращались в банк, по 13 жалобам – не представлены все необходимые документы. Таким образом, комиссией приняты к рассмотрению 24 жалобы, из которых по 7 вынесены решения в пользу клиентов, 9 решений - в пользу кредитных организаций, по одному обращению финансовая организация пересмотрела отказ в пользу клиента до принятия решения комиссией. Находятся на рассмотрении 7 жалоб.
Таким образом, более 95% вопросов по отказам по ПОД/ФТ было решено на уровне банков, что говорит о высокой эффективности работы механизма реабилитации отказников по ПОД/ФТ.
Между тем, нам поступает информация от клиентов некоторых региональных банков, которые жалуются на то, что их банки отказываются соблюдать установленный первый уровень реабилитации – не предоставляют клиентам объяснения причин отказов по ПОД/ФТ.
Так, один из банков, не дав своему клиенту вообще никаких письменных пояснений о причинах отказа, в устной форме порекомендовал своему клиенту идти сразу жаловаться в Межведомственную комиссию. Нам представляется, что клиент этого банка таким советом обязательно воспользуется и обратит внимание регулятора на саботаж кредитной организаций требований антиомывочного законодательства и своих же правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в части обязанности по подготовке и направлению сообщения клиенту об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).
11-12 октября 2018 года главный редактор нашего СМИ Павел Смыслов принял участие в Международном форуме «Financial monitoring & anti-money laundering», который прошел в Будапеште, где он выступил на пленарном заседании с докладом о работе механизма реабилитации добросовестных клиентов кредитных организаций, подчеркнув его слаженность и эффективность в РФ.
Примечательно, что в некоторых соседних с Россией государствах механизма реабилитации клиентов как такового нет вообще, а информация по отказам, направляемая банками в свои органы по финансовому мониторингу, пока еще не используется для информирования финансовых организаций о рисках ОД/ФТ. Нам представляется, что опыт работы Росфинмониторинга и Центрального Банка РФ в части организации механизм реабилитации отказников по ПОД/ФТ мог бы быть востребован финансовыми разведками и центральными банками других стран.
Павел Смыслов
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.